Мастерски поставленная экранизация романа Агаты Кристи об убийстве на туристическом корабле в Египте.
В 2021-м Кеннет Брана отвлёкся от студийного кино и поставил автобиографический «Белфаст», который теперь будет сражаться за «Оскар» (и пока выглядит самым вероятным кандидатом на победу после «Власти пса»). Но ещё раньше режиссер снял «Смерть на Ниле» — вторую в своей фильмографии картину о похождениях усатого детектива Эркюля Пуаро. Вот только из-за пандемии и скандала вокруг Арми Хаммера лента задержалась настолько, что теперь кажется шагом назад для престижного автора. Впрочем, Бране не впервой удивлять нас контрастами: в конце концов это человек, который после экранизации Шекспира может поставить марвеловского «Тора», быть одновременно уважаемым в Англии театралом с рыцарским званием и автором фильма «Артемис Фаул».
Эркюль Пуаро (сам Кеннет Брана), уставший от громких дел, проводит отпуск около египетских пирамид, где встречает своего давнего знакомого Бука (Том Бейтман). Тот путешествует с суровой матерью (Аннетт Бенинг) и предлагает детективу присоединиться: они вот-вот отправятся на вечеринку к молодожёнам Саймону Дойлу (Арми Хаммер) и Линнет Риджуэй (Галь Гадот). Веселье прерывает непрошеная гостья, Джеки (Эмма Маккей), некогда подруга Линнет и невеста Саймона, которую тот бросил. В порыве ревности она теперь повсюду следует за парочкой.
Вместе со всей свитой молодожены решают сбежать от надоедливой девушки в речной тур по Нилу — и зовут с собой Пуаро, чтобы тот «присмотрел» за происходящим. Но в какой-то момент Джеки появляется и на судне, а затем одного из пассажиров убивают, причём у самой очевидной подозреваемой есть железное алиби. Преступник точно на корабле. И только Эркюль Пуаро может выяснить, кто это.
С анонсом «Смерти на Ниле» стало очевидно, что из всего массива рассказов Агаты Кристи про усатого бельгийского сыщика Брану интересует очень конкретный тип историй: ансамблевые whodunit’ы. Герметичные детективы, где компания разношёрстных героев оказывается в замкнутом пространстве и отчаянно пытается выяснить, кто же из них убийца, при том что мотив может найтись у каждого. Выбор автора понятен. Во-первых, таких дел у Пуаро очень много, и формулу можно совершенствовать ещё очень долго. Во-вторых, эти истории создают классическое единство времени, места и действия: то, что театралу Бране хорошо понятно и близко. И застрявший в снегах поезд, и курсирующий по Нилу корабль в его руках превращаются в театральные подмостки, одну большую сцену, где известные артисты разбираются в хитросплетениях личных драм. В этом сеттинге постановщик чувствует себя намного увереннее, чем в фантастическом мире «Артемиса Фаула» или диснеевской сказке «Золушка».
Причём со временем, кажется, его мастерство обращения с текстом Кристи растёт. «Убийство в Восточном экспрессе» было экранизацией достойной, но будто бы совершенно необязательной: пересказом знакомой истории в глянцевой обёртке. «Смерть на Ниле» вроде бы идёт тем же путём — не изобретая ничего нового, фильм следует тексту оригинала более-менее дословно и ошеломляет зрителя одним броским интерьером за другим. Но всё же тут куда изящнее собирается детективный пазл, Брана лучше работает с мелочами и не боится быть сверхвыразительным: в ключевой момент снимать героя через искривлённое стекло и предварять каждое убийство сценой с поедающими друг друга животными (хотя последнее, пожалуй, перебор).
Что важнее, Брана только во втором фильме по-настоящему нащупал нерв своего персонажа. В «Убийстве» внутренние конфликты Пуаро выглядели абсолютно лишними лирическими отступлениями на фоне детективной интриги. «Смерть на Ниле» обрамляется личной трагедией героя, потерявшего любовь во время войны и, буквально и метафорически, скрывающего за усами шрамы прошлого. Пускай режиссёр и строго следует букве Кристи, центральный сюжет с поиском убийцы его будто бы интересует не так уж сильно: более того, внимательному зрителю он даёт весьма прозрачные намёки ещё в самом начале фильма. Фокус «Смерти на Ниле» — как ни парадоксально, на жизни. На истории глубоко травмированного и закрывшегося в себе Пуаро, который ошибается, терпит крах и в итоге вновь учится быть человеком. И поистине шекспировские страсти, и выбивающийся из стиля чёрно-белый опенинг в духе «1917» лишь подчёркивают желание Браны вырваться из затхлой эстетики, заглянуть в героя глубже. Узнать, кто же такой этот Эркюль и какая боль скрывается за его холодным расчётливым умом.