Дом Кроули снова открывает двери для преданных фанатов британского сериала.
С выхода финала саги о Кроули и их слугах прошло уже семь лет: любимые герои возвращались однажды с полнометражным фильмом в 2019 году — стены аббатства трепетали в ожидании прибытия королевской четы, и каждый житель Даунтона готовился к визиту. Завершилась картина на бескомпромиссно мажорной ноте: возникшие вопросы с завещанием решились (конечно, полюбовно), британская корона оценила ужин миссис Патмор (Лесли Никол), а гонщик Генри Талбот (Мэттью Гуд) картинно взлетел по лестнице, чтобы заключить в объятия драгоценную супругу леди Мэри (Мишель Докери). Картина стала сердечным постскриптумом и любовным письмом героям, но не финальным прощанием: зрители настолько соскучились по сериалу, что сборы мгновенно определили — еще одному продолжению быть.
«Аббатство Даунтон 2» подхватывает хоровод событий так, будто мы отлучились ненадолго: Том Бренсон (Аллен Лич) женится на Люси (Таппенс Мидлтон), а в поместье вновь разговоры ведутся только о наследстве. Вдовствующая графиня Грэнтэм (великая Мегги Смит) получает привет из прошлого, как всегда, окутанного флером тайны: упокоился француз граф Монмирай, его предсмертной волей было оставить старой знакомой (или возлюбленной?) виллу на Лазурном берегу. Господа пакуют чемоданы, чтобы встретиться с семьей усопшего и уладить юридические проволочки, но и дома жизнь не замирает. Леди Мэри решается на авантюру: в аббатстве Даунтон будут снимать кино! И дело не только в тяге к развивающемуся искусству, но и в арендной ставке — за вырученные деньги Кроули наконец смогут починить протекающую крышу.
К сожалению или к счастью, оригинальное название ленты «Новая эра» все же лукавит. В аббатстве все по-старому, авторы осторожничают, оставляя безопасные закоулки, в которые можно спрятаться от перемен. Второй полнометражный фильм — не финал и не эпилог, а промежуточный этап, еще один званый ужин. Прогресс, который все прочнее сжимал в тиски обитателей аббатства, перестал быть таким болезненным, по крайней мере для самих Кроули и их слуг. К концу 20-х годов жизнь вошла в мирное русло домашних хлопот, финансовые трудности маячат где-то на заднем плане пышных свадеб, а очередные виллы падают на семейство из ниоткуда.
Роль пострадавших от перемен в этот раз досталась артистам, вынужденным переходить на звуковое кино. На съемках разворачивается драма, сравнимая с «Поющими под дождем»: примадонна Мирна Дэлглиш (Лора Хэддок воплотила на экране собирательный образ звезды немого кино) не может открыть рот перед камерой и не быть осмеянной. Выход, конечно, находится, а производство картины продолжается не без участия домочадцев. И это, пожалуй, ключевой примирительный посыл, который еще сильнее сближает покои господ и нижние этажи аббатства — в кино нет титулов, только ремесленники не по крови. В хаосе творческого процесса можно углядеть и метареверанс всему проекту Джулиана Феллоуза длиною уже в 12 лет: экран эпизод за эпизодом, сезон за сезоном стирал сословную разницу. Социальный лифт в доме работал и буквально — шофер стал полноправным членом семьи, и образно: у леди Мэри отношения с камеристкой Анной (Джоанн Фроггатт) куда более доверительные, чем с родной сестрой Эдит (Лаура Кармайкл). Теперь же в кадре внутри кадра пусть всего на вечер, но прислуге можно стать артистами, пока господам вход в столовую запрещен. Красивый в своей простоте жест приближает идеальный мир равенства, который так и не наступил, но в который «Аббатство Даунтон» отчаянно хочет верить.
За рамками съемочного процесса маятник настроения и удачи Кроули крутится от просто хорошего до зубодробительно прекрасного, многосоставный портрет обитателей дома окончательно поделился на пары, каждый, кто уже нашел свое счастье, его приумножил, а краткие расстройства оказываются недоразумениями, которые ошиблись дверью. Не везет только Мэри, в первую очередь с мужьями. И Дэн Стивенс, и Мэттью Гуд — востребованные артисты, которые не смогли быть рядом с экранной супругой, а потому первого супруга постигла безвременная кончина, а улыбчивый гонщик в фильме присутствует только в телеграммах. Мэри же вынуждена в одиночку спасать поместье от краха и вновь доказывать, что она — внучка своей бабушки. Пожалуй, на фоне общей местами слишком приторной любви именно близость Вайолет и старшей из дочерей Кроули выглядит наиболее трепетной и нежной, в ней чувствуется та самая преемственность поколений и вера традициям, которой так дорожат авторы. Да и к чему лишние объяснения? Любое появление Мэгги Смит заставляет сердце сжиматься и ценить талант великой артистки еще сильнее.
Конечно, «Аббатство Даунтон 2» — теплые объятия бабушки и парное молоко на ночь. Несмотря на превышенную долю наивной сентиментальности и легкомысленности, в дом Кроули хочется бесконечно возвращаться и видеть, что там все как раньше: столовое серебро блестит, колокольчик на кухне трезвонит, а наряды героев похожи на неповторимую симфонию бархатного совершенства. Но, возможно, во время очередного приступа ностальгии лучше вернуться к первым сезонам или рождественским специальным эпизодам, а дату следующего реюниона запланировать, когда аббатство будет готово к настоящим переменам и решительным поступкам. Больно прощаться навсегда, но еще больнее обнаружить, что любимое и самое теплое одеяло насквозь пропахло нафталином.