Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zzpPozM Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Агния»: сказка Севера о печнице и чиновнике

Полнометражный дебют Павлы Стратулат о судьбе женщины в суровых краях. 

Сегодня Текст: Ная Гусева Обсудить
Добавить в закладки

Трейлер

От ученицы Юрия Арабова и Павла Лунгина впору ожидать чего-то фольклорного, близкого к русскому народному наследию. Павла Стратулат в дебютном полнометражном фильме собирает сразу несколько ключевых составляющих: «бабу», которая может в горящую избу войти, безбрежье Крайнего Севера и сказочную удачу, сыскать которую можно только в условиях если не вечной, то затянувшейся мерзлоты. Казалось бы, из такого набора вполне может родиться новая народная героиня, однако в последний момент магия разрушается, и северянка отказывается от собственных принципов. 

Евгения Громова в роли Агнии на кадре из фильма «Агния»

Евгения Громова в роли Агнии на кадре из фильма «Агния»

Агния (Евгения Громова) похожа на Снежную королеву, она словно не чувствует ничего человеческого. Героиня заправски выкладывает печи и просит называть себя исключительно «печник», как будто искусственно лишаясь всякого женского начала. Перед ней то и дело готов встать на одно колено сосед Борис (Михаил Тройник), а сын Максим (Нил Бугаев) уже не знает, как привлечь внимание мамы, поэтому специально ломает ногу. Агния не спешит выбираться из ледяного замка: вместе с Максом они живут в аварийном доме без отопления, власти проблему игнорируют, местные жители выходят на пикеты (к которым героиня, кстати, присоединяется нехотя). Магазинов в округе, видимо, тоже нет, поэтому Агния ловит рыбу в проруби. В общем, живет по каким-то своим расчетам и принципам. 

Привычный быт нарушается, когда будущий глава местной администрации Борис (Сергей Гилев) просит Агнию выложить и ему печь. В доме у политика свое странное царство — жена Настя (Александра Виноградова) практикует странные медитации для раскрытия чакр и связи с космосом, а дочка Василиса (Александра Бабаскина) готовится пристрелить лося. Работа затягивается, и вот Агния вместе с сыном уже перебирается в дом Бориса — напрашивается параллель с «Паразитами», но в фильме Пон Джун-хо намерения бедной семьи хотя бы понятны с первых минут. Стратулат же избирает другую стратегию: сначала знакомит зрителя с отмороженными жителями Крайнего Севера, а затем предлагает сделать ставки, кто из них останется в тепле. 

Евгения Громова в роли Агнии на кадре из фильма «Агния»

Евгения Громова в роли Агнии на кадре из фильма «Агния»

Главная проблема «Агнии» — сбитый моральный компас. Изначально героиня предстает своенравной одиночкой, которая даже не хочет связываться с чинушей и потакать его желаниям. Ее сопротивление говорит об одном: лучше жить с заледеневшими батареями, но в согласии с собственной совестью. Если верить синопсису, то Агния влюбляется в Бориса, — только вот на экране проявлений чувств не видно. Сам Борис — голый король, который создал образы властного политика и главы семьи, но оба они не работают. Его влечение к печнице вполне объяснимо, а вот поведение Агнии вызывает недоумение.

Евгения Громова в роли Агнии на кадре из фильма «Агния»

Евгения Громова в роли Агнии на кадре из фильма «Агния»

На протяжении всего фильма мы следим за продуманной игрой: сначала героиня кладет печь, затем становится Василисе ближе матери и даже заставляет ревновать блаженную Настю. Всех этих шахматных комбинаций хватило бы, чтобы в конце объявить шах: либо будущий министр выделяет нам теплое жилье, либо вместе с печью сгорит и вся его изба в стиле модерн. Однако Агния идет на неожиданное сближение с Борисом — о подробностях история умалчивает, но догадаться несложно. Теперь женщина радуется коробке в многоэтажке без окон и верит, что материнский капитал покроет ремонт. Внезапно Агния отказалась от принципов в пользу традиционных ценностей и государственных субсидий. 

Что касается шахмат, Стратулат прекрасно вывела фигуры на поле боя, но даже не попыталась довести партию до конца. Противостояние двух семей проходит вяло, ведь у всех свои цели: Василиса все тащит отца на охоту, ее мама создает иллюзию бурной деятельности и подает Агнии кирпичи, пока сама печница думает, как воспользоваться прямым диалогом с чиновником. В итоге все выбирают смирение: Борис свыкается с необычной жестокостью дочки, Настя — с чужой женщиной в доме, Максим — с отстраненностью мамы, а Агния — с невозможностью справляться со всем в одиночку. Под конец фильма вера в русский непреклонный дух как-то теряется, если даже его можно подкупить материнским капиталом. 

Текст: Ная Гусева
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?