Кровавый экшен о ветеране Зимней войны, который в одиночку сражается с солдатами СС за золото.
1944 год. Немецкие войска отступают с территории Финляндии, а по дороге жгут деревни и грабят все что можно. Около одного из лапландских сел они натыкаются на молчаливого мужчину по имени Аатами (Йорма Томмила). Тот с киркой наперевес ищет золото в холмистых окрестностях — и как раз нашел целую залежь драгоценной руды. Немцы пытаются отнять у мужчины добычу, но Аатами оказывается совсем не прост: он жестоко убивает противников. После этого за главным героем и его золотом открывает охоту спецотряд СС.
Режиссер Ялмари Хеландер возвращается в кино после длительного затишья. Последний его фильм, голливудский боевик с Сэмюэлем Л. Джексоном «Большая игра», вышел аж в 2014 году. А главный хит — черная хоррор-комедия «Санта на продажу» — и вовсе в 2010-м, 13 лет назад. Пауза не прошла для Хеландера зря: «Бессмертный» во многом выглядит работой над ошибками. Тот же «Санта» страдал от некоторой избыточности, особенно на фоне емкой оригинальной короткометражки. Любопытный сам по себе фильм горбился под тяжестью не слишком продуманной мифологии, предавал убойный концепт ради попыток быть всем, везде и сразу. О «Бессмертном» ничего такого даже близко не скажешь. В этом фильме нет вообще ничего лишнего.
У героя до самого финала не будет реплик. Локация, по сути, одна — бесконечное морозное лапландское поле. Конфликт объясняется в трех словах: Аатами убивает нацистов. Лаконичный хронометраж в 91 минуту (и это с титрами) преимущественно состоит из экшен-сцен. Между ними — короткие переговоры немцев, которые не понимают, на что вообще наткнулись. Им, впрочем, быстро объяснят взятые в плен финки: этот мужчина, говорят, во время Зимней войны потерял семью и пошел в одиночку убивать сотни советских солдат. За что те прозвали его Кощеем. Ведь он, судя по всему, бессмертный.
Фильм Хеландера ловко собран из элементов других боевиков о героях-мифах. Аатами уничтожает врагов с талантом Джона Уика, своего собрата по прозвищу из славянских сказок, ставит нацистам палки в колеса не хуже Индианы Джонса, а по играм в догонялки даст фору любому Безумному Максу. Правда, финскому Кощею чаще приходится передвигаться пешком. У него травматичное прошлое, над протагонистом висит легендарный статус, из близких — только домашние животные: собака да конь (разумеется, не все они доживут до финала). Очень легко было заставить фильм звучать вторично, но режиссер довольно изящно обходит обвинения в клише. Хеландер оставляет в истории только сухую жанровую структуру, полностью посвящает кино действию. О жизни Аатамы мы узнаем только из обсуждений других персонажей: ни тебе флешбэков, ни какой-либо занудной рефлексии. Он до самых титров остается тем самым мифом, неостановимой природной силой. Легко представить, что если бы история была рассказана от лица солдат СС, то Аатами в ней был бы типичным монстром из слэшера. Он тоже появляется из ниоткуда и убивает противников самыми креативными и подчас мерзкими способами, какие только может придумать.
Из-за своей минималистичности фильм может показаться чересчур механическим: говорят в нем только по делу, относительно «тихие» моменты между экшеном нужны, явно только чтобы перевести дух, подсюжет с пленными финками — очевидный способ добавить истории хоть немного драматического веса. Ведь иначе Аатами бы просто сражался за мешок с золотом. Но «Бессмертный» слишком ориентирован на действие, чтобы ему хоть сколько-то мешала сюжетная аскеза. Это финская «Дорога ярости»: каталог изобретательных эпизодов, где людей разрывает на куски минами, а чужие трахеи используются как акваланг. С каждой секундой фильм все дальше двигается от сурового боевика к фантастическому гран-гиньолю и ни на миг не сбавляет обороты. Казалось бы, сколько в принципе можно придумать экшен-сцен, когда твоя единственная локация — пустое поле? Оказывается, много, если есть фантазия. И если вы готовы принять маленькие условности жанра вроде того, что солдаты СС здесь все как один невероятно слепые.