История 27-летней петербурженки, живущей не по правилам.
Современный Петербург. Внутри Иры (Дарья Жовнер) бурлит энергия: девушка подрабатывает в самых разных местах, а после мчится в любимое место — маленький театр «Северная почта». В небольшой труппе мечтательница пытается реализоваться как актриса. Экспериментальные спектакли ставит строгий Лев (Евгений Цыганов), с которым у Иры роман. В одночасье все идет наперекосяк: труппу выгоняют из здания из-за неуплаты аренды, а режиссер и вовсе исчезает. Героиня пытается отыскать деньги для нового места репетиций, дозвониться до возлюбленного и просто понять, как жить эту жизнь.
Премьера «Блондинки» состоялась на кинофестивале в Выборге, а режиссером и сценаристом выступил Павел Мирзоев («Как я стал…», «Зови меня Дрозд»). В основу сюжета легла киноповесть Александра Володина 1984 года. Но вместо 80-х на экране наши дни. Картина разделена на акты, отчего возникает ощущение просмотра спектакля. Даже действия героев порой чересчур театрализованные. Ира словно бы все время находится на сцене: зачитывает стихи, ведет себя эксцентрично и тонет в мелодраматизме. Дарья Жовнер справляется с поставленной задачей безупречно: ее героиня — то ли девочка, а то ли виденье.
Ира ведет богемный образ жизни. Мать (Юлия Марченко), с которой у девушки на удивление теплые отношения, считает, что дочь делает все не так. У актрисы театра нет ни стабильности в работе, ни порядка в личной жизни. Словом, сплошной хаос, присущий характеру героини. Даже цвет волос у Иры, по мнению родительницы, неправильный: необходимо покраситься в блондинку, и все обязательно наладится. Но пока брюнетка мчится вдоль петербургских каналамов на велосипеде и пытается сохранить душевную свободу вопреки правилам общественности.
Героиня «Блондинки» напоминает экранных девушек-миллениалок из зарубежных фильмов. Есть в ней и черты неопределившейся Юли («Худший человек на свете»), и потерянной Фрэнсис («Милая Фрэнсис»). Но если протагонистки Йоакима Триера и Ноа Баумбака были портретами героинь эпохи, то Ира едва ли вписывается в современные российские реалии. «Блондинке» катастрофически не хватает живости: живых диалогов, героев, ситуаций. Все вокруг выглядит искусственным и претенциозным. Возьмем, к примеру, Льва — режиссера крошечного театра, который, безусловно, считается непризнанным гением с авторитарными методами и депрессивными эпизодами. Неудивительно, что такая воздушная девушка, как Ира, потеряла голову от столь литературного персонажа. Сама актриса тоже не выглядит человеком, которого можно встретить в современном Петербурге: черты manic pixie dream girl превращают ее в карикатуру. Ире нужен совет касательно не цвета волос, а внутренних метаний: как бы это прозаично ни звучало, единственный выход для героини — пройти курс психотерапии.
«Блондинка» — меланхоличная лента с беспорядочным сюжетом, в которой главная героиня совершает необдуманные поступки, мучает окружающих и романтизирует все вокруг. Соотнести себя с такой девушкой, безусловно, можно — пожалуй, многие из нас ощущали отчужденность и желание отстоять незыблемые принципы, несмотря на общепринятые нормы. Но Ира больше похожа на гиперболизированного персонажа, чем на живую женщину. А сам фильм между тем состоит из лихорадочных действий, что не каждому придется по душе. Спасает картину разве что обаяние исполнительницы главной роли и утешительные последние минуты хронометража — когда Ира избавляется от оков прошлого и крутит колеса велосипеда под проливным дождем, кажется, что свободу внутри все же можно сохранить.