Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Продолжение застойной новогодней серии о России, извечно находящейся в ожидании чуда.
После того как создатель «Ёлок» Тимур Бекмамбетов пообещал, что франшиза уйдёт на покой, прошло три года — и вот с экранов вновь доносится голос уставшего Хабенского, в восьмой раз рассказывающего о теории шести рукопожатий. Создатели новой части, как бы иронизируя над бессмертием (или, вернее, медленным разложением) самой кассовой отечественной серии, на одном из постеров перевернули цифру «8» и получили знак бесконечности. Это слово, в общем-то, идеально характеризует не только «Ёлки», но и отечественную культуру, в которой они появились, преуспели и на которой паразитировали. Если детище Бекмамбетова — застойная праздничная комедия, то смотрят её, в свою очередь, в застойной, застывшей во времени России, которая пытается отчаянно хвататься за славные каноны прошлого и спекулировать на его рабочих, но невыносимо стыдных шаблонах.
Что изменилось за годы отсутствия «Ёлок»? Разве что шесть рукопожатий сменились шестью кликами (приготовьтесь — TikTok здесь чуть ли не отдельный персонаж), с помощью которых можно рассказать о проблеме каждого человека в любом уголке Земли, а коронавирус отдалил нас друг от друга. В остальном у россиян, по версии нового фильма, душа болит всё по тем же причинам: из-за неразделённой любви, из-за свалившейся, как ранний декабрьский снег на голову, работы в Новый год или, куда без этого, из-за ушедшего из семьи отца. Женя (Сергей Светлаков) приглашает Борю (Иван Ургант) к себе в гости и пытается вывести того из экзистенциального кризиса, а попутно воскрешает «умершего» в гараже Деда Мороза. Юля (Софья Присс) делает всё, чтобы вечно недовольный стендапер (комик Стас Старовойтов) не сорвал своё выступление в Тюмени за несколько часов до праздника. А Пётр (Никита Ефремов) должен срочно организовать торжество для жены важного бизнесмена — иначе он не погасит миллионные долги перед коллегами.
Вообще перечислять многочисленные новеллы из «Ёлок 8» — гиблое дело. Если раньше они были связаны хоть какой-то магистральной моралью, назойливой, но всё-таки милой сентиментальностью, то сейчас истории окончательно превратились в анекдоты категории Б, а их герои — в юродивых, манипуляторов, абьюзеров и прочих негодяев, которые почему-то всегда получают желаемое. Новогоднее чудо в восьмой части — это свалившийся из ниоткуда сюрприз, череда неожиданных совпадений, о которой в реальной жизни можно только мечтать. «Ёлки», конечно, никогда не скрывали своей сказочности, но здесь калейдоскоп пошлых моралей способен утомить даже особо чувствительных: оказывается, если быть честным, любить маму и папу и поставить пару лайков в TikTok на видео с грустной историей, фортуна тебе обязательно улыбнётся.
Хотя дело, конечно, не в дидактике и простоте — «Ёлки» никогда не славились своими хитрыми сюжетами. Но от человеческих историй их создатели как будто окончательно ушли к стереотипам, телевизионной звенящей пошлости, в которой все программисты говорят о багах, фиксах и рестартах, геймеры переодеваются в орков и дерутся на мечах в лесу, а комики презрительно ненавидят весь мир — именно так выглядит здесь большинство героев.
То, что «Ёлки» застряли в далёком прошлом, выдаёт даже их продакшен. Хотя вернее сказать — его отсутствие. Бекмамбетовская эстетика с рекламными интеграциями на месте, клиповая съёмка (здесь она активируется, например, на сценах с Киркоровым и Бузовой) — тоже, а иногда даже промелькнёт излюбленный автором скринлайф. За эти 11 лет не изменилась не только риторика франшизы, но и её, простите за выражение, визуальный код. Только теперь создателям, кажется, откровенно всё равно, как будет выглядеть кино: выдающего хромакея здесь, возможно, больше, чем настоящих декораций, а переозвученные дорожки не попадают в липсинг (иначе говоря, не совпадают с движениями губ) — спустя 8 частей даже как-то странно скрывать своё безразличие.
В этом смысле лучший мета-комментарий «Ёлок» о самих себе скрывается в персонаже Урганта. Тот по сюжету после коронавируса потерял вкус к жизни, Новому году и простым человеческим радостям, так что теперь всю новеллу сидит с кислой миной и игнорирует происходящий вокруг балаган. Если праздничное чудо и правда существует, в чём нас из раза в раз убеждали «Ёлки», то в новом году оно не обойдёт стороной и эту многострадальную франшизу — кто-то ведь должен прекратить её предсмертную агонию.
12 лучших российских сериалов 2025 года
23 декабря / Текст: Максим Ершов, Владимир Ростовский
12 романтических комедий 2025 года, которые заставили нас снова (не) поверить в любовь
23 декабря / Текст: Настасья Горбачевская
2025-й — год влияния BookTok: как экранизации захватывают Голливуд через тренды в TikTok?
23 декабря / Текст: Гульназ Давлетшина
12 лучших российских фильмов 2025 года
22 декабря / Текст: Ная Гусева, Максим Ершов
10 лучших аниме-сериалов 2025 года
22 декабря / Текст: Сергей Сергиенко
Римские каникулы: каким вышел пятый сезон сериала «Эмили в Париже»?
22 декабря / Текст: Гульназ Давлетшина
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).