Фильм-размышление о том, какой могла быть та, кто написала «Грозовой перевал».
В английской деревне Хоэрт некогда жили три сестры: Шарлотта, Эмили и Энн. Удивительным образом в графстве Уэст-Йоркшир XIX века сошлись все звезды: каждая из девочек написала по одному великому роману. Эмили — авторка самой мрачной истории любви столетия «Грозовой перевал» — была наиболее закрытой и наименее амбициозной. Сегодня мы практически ничего не знаем о подробностях ее жизни, поскольку любые записи и письма были уничтожены. Лишь очертания характера добрались до современного читателя и зрителя: своенравная замкнутая барышня любила гулять по пустошам сельской местности, прислушиваться к шуму ветра и придумывать необыкновенные истории.
Эмили Бронте (Эмма МакКей) боится покидать пределы родного дома. Пока Шарлотта (Александра Доулинг), а после и Энн (Амелия Гетинг) с воодушевлением отправляются в школу преподавать, печальная и бунтующая средняя Бронте со страхом смотрит вслед уезжающим каретам. Девушка сильно привязана к брату (Финн Уайтхед): совместные перекуры за спиной у строгого отца, подглядывания за соседями, головокружительные прогулки в полях под опиумом и беседы о том, как мыслить свободно. Привычный уклад жизни меняется с приездом нового викария Уильяма Уэйтмана (Оливер Джексон-Коэн) — красноречивого и набожного мужчины, с которым у Эмили завязывается тайный роман.
Сюжет дебютной картины Фрэнсис О’Коннор похож на лихорадочное сновидение, сотканное не столько из фактов, сколько из потока печали. Режиссерка берет за основу мрачное настроение «Грозового перевала» и переносит его на экран: зритель видит, как мысли Эмили проистекают из личного одиночества, и гнетущее повествование окутывает нас с головы до ног. Фильм — фантазия с разбросанными по английским просторам разбитыми сердцами, темная сказка о том, как могла бы проводить будни та, из-под чьего пера вышли портреты байронического Хитклиффа и избалованной Кэтрин.
Ругать картину за неточность нет смысла: создатели претендуют на биографичность лишь отчасти. В «Эмили» реальные детали сочетаются с выдуманными историями. Например, у брата девушек Бренуэлла действительно была наркотическая зависимость, а Шарлотта и вправду была поражена талантливыми стихами Эмили и уговаривала сестру поэзию опубликовать. Главным вопросом касательно достоверности, конечно, является факт романа между Эмили и Уильямом Уэйтманом. Увы, нет никаких доказательств, что Бронте была влюблена и с кем-либо состояла в романтических отношениях. Более того, ряд историков склоняются к тому, что Уильям был очарован младшей сестрой Энн, а ее книга «Агнес Грей» в какой-то степени доказывает теорию: в центре сюжета пульсируют чувства гувернантки и молодого священника.
Сделать акцент на определенных чертах Эмили и изобразить ее социофобной юной леди, которой до ужаса сложно выходить из зоны комфорта, кажется любопытным решением. Все это наталкивает на мысль, что у писательницы мог быть синдром Аспергера. Об этом также писала биографка романистки Клэр Харман. Учитывая то, как мало известно о биографии англичанки из-за затворнического образа жизни и ранней смерти, такой вывод не кажется из ряда вон выходящим. Балансируя между реальной историей и мотивами «Грозового перевала», О’Коннор создает на экране единственно возможную Эмили — едва уловимую, мечтающую заслужить любовь отца и не понятую обществом. Только таким и мог быть фильм об Эмили Бронте — поэтическим признанием в любви великой писательнице, для которой болотистая местность и перо с чернилами стали главными утешениями, а свобода заключалась в возможности быть собой.