Увлекательная и оригинальная сатира на пороки современного общества с удивительным сюжетным допущением.
Скучный плешивый университетский профессор биологии Пол Мэттьюс (Николас Кейдж) воспитывает вместе с любимой женой Джанет (Джулианна Николсон) двух дочерей: Софи (Лили Бёрд) и Ханну (Джессика Клемент). В один момент преподаватель становится мировой знаменитостью — по необъяснимой причине мужчина снится тысячам людей по всему миру. Пока со спящим происходит какое-то несчастье (например, убивает маньяк), Пол спокойно проходит мимо. Мэттьюс даёт интервью, привлекает внимание агентства талантов и наслаждается славой, но на самом деле просто хочет опубликовать давно задуманную книгу про муравьёв. Жизнь Пола снова переворачивается с ног на голову, когда в чужих снах преподаватель начинает мучить и убивать. От профессора отворачиваются все.
«Герой наших снов» — третий полный метр норвежского режиссёра Кристоффера Боргли. За мокьюментари «DRIB» последовала показанная в «Особом взгляде» Канн абсурдная и периодически омерзительная комедия «Тошнит от себя». «Героя наших снов» продюсировал Ари Астер, а премьера картины прошла на фестивале в Торонто.
Большая авторская удача — приглашение на главную роль Николаса Кейджа. Трудно представить кого-либо другого в образе Пола Мэттьюса. Смелый и самоироничный актёр идеально подходит на роль заурядного профессора, на голову которого сваливается странная слава. Кейдж блистал в «Адаптации» и «Невыносимой тяжести огромного таланта», а теперь в список ярких работ добавляется «Герой наших снов».
Если в «Тошнит от себя» Боргли проводил пугающее исследование одержимости современных людей вниманием, даже когда никаких особых талантов у них нет, то в новой работе снабжает преподавателя-неудачника то ли даром, то ли проклятием. Мэттьюс много лет вынашивает в голове книгу о коллективном мышлении муравьёв, но прорывную статью выпускает однокурсница. Пол уверен, что знакомая украла его тему. Профессор, конечно, переживает, но в целом не ждёт от жизни никаких потрясений. Но чертовски приятно, когда все о тебе говорят и узнают на улице. Боргли жестоко поступает со своим героем, обращая мимолётный успех в вечное несчастье. Тем больнее Полу падать с недавно покорённой вершины.
Внимание к «Герою наших снов» сразу же привлекает оригинальный и жутковато-смешной концепт. Люди не в состоянии контролировать бессознательное. Ещё Фредди Крюгер во франшизе «Кошмар на улице Вязов» доказывал уязвимость спящих и соединял грёзу с реальностью. Но то был кровожадный маньяк. Пол же совершенно не понимает, как попадает в чужие сны и как прекратить посещать чужие головы. Ситуация сюрреалистическая со всех сторон: ни профессор, ни спящие ничего не понимают.
Важно понимать, что Боргли не фантаст, автору не очень интересно рассказывать механизм диковинного явления и придумывать какую-то завиральную версию. Норвежский режиссёр создаёт условия для смешной истории и помещает в центр сюжета заурядного семьянина. Боргли занимают механизмы реагирования современного общества. В погоне за сенсацией и даже сиюминутной громкой новостью, которая уже завтра может быть никому не интересна, Пола атакуют представители СМИ и рекламных агентств, а соцсети в момент превращают простака в звезду. Постановщику интересен феномен мгновенной славы и толпы паразитов, которые хотят напитаться и получить выгоду от чужой звёздности. В то же время норвежец осторожно посмеивается над культурой отмены, которая может настигнуть даже случайного мужчину из снов. Мэттьюса, вечно находившегося в тени и в глубине души желавшего добавить в жизнь огня, остаётся только пожалеть. У преподавателя не было контроля сначала над чужими снами, а потом и над собственной судьбой.
«Герой наших снов» — один из самых оригинальных, смешных и актуальных фильмов года. Комедия наполнена как уморительными, так и неловкими моментами, передающими смущённое и неуверенное состояние профессора. Легко представить себя на месте Пола. А потому хохот ближе к финалу плавно перетекает в ужас, беззаботная комедия сменяется тревожным хоррором.
В кино с 14 марта.
Предполагается, что это сатира на ...что? Саму суть известности?
Изменчивое отношение общества к недавним "звездам"? Объективацию персонажей условной светской хроники?
Если так, то по-моему, есть куда более остроумные и ироничные образцы.
Главный герой мне, как это ни странно, постоянно мешал смотреть фильм.
Я то и дело ловила себя ...на чувстве гадливости , этот Пол довольно мерзкий тип, и мой фокус внимания то и дело "съезжал" с социальных проблем, которые хотели обыграть авторы, на фоновое раздражение от героя
Без Кейджа тут просто не на что смотреть. Основная идея проста и понятна, но подана аккуратно, а то вдруг ещё за критику культуры отмены отменят и самих его создателей)) В наши дни независимое кино не такое уж и независимое, в общем.