Нравоучительная, но мощная драма о кастовом устройстве мира и личных несчастьях.
Журналистка Изабель Уилкерсон (Онжаню Эллис) сначала теряет любимого мужа Бретта (Джон Бернтал), а затем и мать Руби (Эмили Янси). Трагедии в личной жизни заставляют взяться за кропотливую работу, на которую прежде не хватало времени и сил. Уилкерсон отправляется в Германию и Индию, чтобы написать масштабную книгу о кастовой системе, уже давно разделившей мир. Журналистка встречается с историками, посещает библиотеки и узнаёт о всё новых историях страшной несправедливости. После всех странствий Изабель садится за книгу, а в доме Уилкерсон идёт масштабный ремонт.
В 2020 году, через две недели после резонансного убийства Джорджа Флойда, американская журналистка Изабель Уилкерсон опубликовала книгу «Касты. Истоки неравенства в XXI веке». Это совпадение, а не продуманный маркетинговый ход. Нон-фикшн моментально стал бестселлером и в течение нескольких недель занимал верхние строчки рейтингов продаж в Америке. За масштабный труд Уилкерсон удостоилась Пулитцеровской премии в области журналистики, чего прежде не случалось ни с одной афроамериканкой. Авторка взялась за неординарную задачу — найти связь между Третьим рейхом, в котором истребляли евреев, кастовой системой в Индии и сегрегацией в США. Оказалось, что нацисты в начале 1930-х писали новые законы, ориентируясь на тексты коллег из-за океана, в которых было закреплено расовое разделение страны. А Мартин Лютер Кинг в одной из речей проводил параллель между участью темнокожего населения Штатов и далитами в Индии.
Американская постановщица Ава ДюВерней («Тринадцатая» и «Когда они нас увидят») неординарно подходит к экранизации документального бестселлера. Премьера картины состоялась в основном конкурсе фестиваля в Венеции, а затем драму показали в Торонто. Впервые афроамериканка претендовала на «Золотого льва», так что можно найти сходства между судьбами Уилкерсон и ДюВерней. «Истоки» могли бы участвовать в оскаровской гонке, но в итоге остались за бортом наградного сезона.
Режиссёрка в виде вставных эпизодов приводит страшные примеры кастового разделения общества, о которых узнаёт Уилкерсон, а параллельно показывает серию смертей в жизни писательницы. Фактически работа над важным текстом позволила журналистке не сойти с ума от горя, хотя в течение пары лет Изабель потеряла всех близких людей. Уилкерсон говорит именно о кастах, поскольку, например, евреи и немцы, как и жители современной Индии, были одного цвета кожи, так что дело не в расе.
Центральной метафорой книги и фильма становится дом. Да, мы получаем в наследство жилище, в котором протекает крыша, а пол готов в любой момент проломиться, но в то же время нам как хозяевам теперь отвечать за здание. Это мы, а не кто-то другой, теперь можем отремонтировать дом и сделать его пригодным для жизни. ДюВерней говорит о кастовой системе, с одной стороны, чтобы напомнить или просветить о жуткой несправедливости, которая никуда не делась и сегодня, а с другой – пытается побудить к переменам.
Творческий метод режиссёрки трудно назвать изящным. Порой авторка обращается к лобовым публицистическим аргументам, дополняя и без того печальные кадры пафосно-сентиментальной музыкой, но ДюВерней можно оправдать изначально сложной задачей одновременно рассказать биографию Уилкерсон и основные тезисы важной книги писательницы. Режиссёрка ходит по опасному краю назидательности и дидактичности, но каждый раз в самый последний момент сворачивает в правильную сторону.
Пожалуй, самым ужасным примером кастовой системы в фильме является эпизод с темнокожим мальчиком-бейсболистом, которому в середине прошлого века не дают поплавать в бассейне вместе с белыми партнёрами по команде, потому что афроамериканец якобы заразит воду. Ребёнку приходится какое-то время проводить на одеяле на лужайке, пока остальные резвятся в бассейне, а потом одному плавать на надувном матрасе, не касаясь воды, в то время как остальные дети с любопытством и подозрением смотрят на мальчика с другим цветом кожи.
«Истоки» могут стать и грустным учебником истории мировой несправедливости, и драмой о талантливой писательнице, которая под грузом жизненных обстоятельств не только не опустила руки, но и написала ключевой труд в карьере. ДюВерней взывает к человечности и советует не обращать внимания на цвет кожи или общественные устои, а просто хорошо относиться друг к другу. Мир, конечно, далёк от совершенства, да и кастовая система пока никуда не уходит, но говорить о проблеме всё равно нужно.