Освобождение от брака и статуса в стиле «Марии-Антуанетты» и «Спенсер» с грандиозной Вики Крипс в главной роли.
Под Рождество 1877 года Елизавете Баварской исполняется 40 лет. Поддерживать публичный образ становится всё сложнее: чаще случаются обмороки, муж-император не уделяет внимания, отвлекаясь на отчизну и любовниц, дети дистанцируются. Постепенно Сисси решает действовать, руководствуясь своими интересами, что приводит к непредсказуемым результатам. Приз секции «Особый взгляд» Каннского фестиваля-2022 за лучшую роль. Официальный представитель Австрии на «Оскаре-2023».
«Я твёрдо вознамерилась умереть, только умения не хватило», — с печалью, прострацией и иронией одновременно заявляет во втором акте «Корсажа» легендарная императрица Сисси. Известная красотой и задающая модные тенденции всей Европе Елизавета, как и многие супруги правителей, внутренне глубоко разочарована своим положением. Преимущественно оно состоит из званых ужинов, посещений больниц с ранеными и ментально нестабильными пациентами, выездов в соседствующую с Австрией Венгрию для оздоровления и др. Елизавета кричит на слуг, требуя туже затянуть корсаж, засекает время, находясь под водой, стремясь почувствовать хоть что-то: новая работа Мари Кройцер, существующая на грани исторических фактов и вымысла, позволяет совершить потусторонний прорыв во всей широте и комплексности.
«Корсаж» полон умеренной безбашенности и знакомых озорных анахронизмов: околосовременных песен в стиле XIX века, татуировок, оправ для очков, средних пальцев, показанных подданным императора. Сценарий Кройцер неспешно пробивает выстроенную учебниками и мемуарами ширму Елизаветы: вот она срывается ночью с дочерью, чтобы покататься на лошадях, — чадо заболевает (не только физически, но и ментально), заявляя матери, что вести себя подобным образом неприлично. Вот впервые пробует постоять перед камерой, фиксирующей её подвижное изображение (до Люмьеров ещё относительно далеко, но Елизавета словно смотрит в будущее). Стрижёт волосы в качестве заключительной ноты протеста, теряя прежнюю Самсонову силу, обретая и принимая свой новый век. В пациентках лечебниц непременно узнаёт себя и свое традиционное заключение в золотой клетке. Делится сигаретой с раненым солдатом, пострадавшим во имя Австро-Венгрии: закуривает, ложится рядом, устремляет взгляд в потолок, пытаясь понять — что же дальше?
Кройцер и Крипс выступают дуэтом археологических подрывательниц, поднимают на поверхность свежую интерпретацию всемирно известной персоны. Они не держат в качестве путеводной звезды трилогию о Сисси с Роми Шнайдер, забывают о процентном соотношении фактов и басен, преподносят свою картину жизненно необходимым гибридом, устанавливая эмоциональную связь с аудиторией. Историческая одержимость следования прототипу давно не в чести: то ли дело в скучных и отравляющих байопиках с «Богемской рапсодией» в качестве финального, поражающего мозг босса; то ли в новом, более подвижном внимании к внутреннему контексту. «Корсаж» делает упор на «сказочность», встаёт в ряд с наиболее яркой представительницей поджанра – «Марией-Антуанеттой» Софии Кополлы (минус кеды), недавней «Спенсер» (минус сентиментальность), мифическим «Орландо» (минус чрезмерная трансформация). Как следствие, моментально выигрывает у сухого пересказа фактов и оставляет пространство для воображения.
Крипс берётся за изначально трудоёмкую задачу прожить судьбу, изученную тысячи раз. Люксембургская актриса добивается грандиозной концентрации и хитроумного раскрепощения. Проходя через расстройство пищевого поведения и наркотическую зависимость своей героини, показывая язык лечащему доктору, мужу и всем причастным, она полностью освобождается, увядает и воскресает к финалу. «Я запрещаю тебе топиться в моём озере» — такой ответ от близкого друга получает Елизавета на просьбу позволить ей умереть. Всё оставшееся время героиня доказывает ему и себе: к чёрту озеро, ведь есть океан, бесконечный танец стихий, пририсованные самой себе усы и ловящий тебя мир запретов, бег от которого приносит нескончаемое, экстатическое удовольствие.
«Корсаж» выходит в российский прокат 20 октября.