Театральный критик, актриса и владелец крупного издания сражаются за место под солнцем.
1934 год. Джимми Эрскин (Иэн МакКеллен) 40 лет писал для The Daily Chronicle разгромные рецензии на театральные премьеры в Лондоне. Его дерзкие обзоры, зачастую обрывающие карьеры молодых талантов, раздражали профессиональное сообщество, но радовали избранных читателей, полюбивших Джимми за честность. Долгое время критик удерживал высокое положение в газете благодаря покровительственному отношению владельца, но с его смертью уверенность Джимми в завтрашнем дне пошатнулась — в кресло директора сел Дэвид Брук (Марк Стронг), который давно хотел отправить большую часть редакции на пенсию. Джимми, привыкший к суровым условиям игры, идет на опережение — он решает найти слабое место Дэвида и нанести удар прежде, чем будет написана последняя рецензия.
«Критик должен быть холодным и совершенно одиноким», — говорит Джимми в первые минуты фильма Ананда Такера («Хилари и Джеки»). Давно поставив карьеру на первое место, а наслаждение от благ приличной зарплаты на второе, герой Иэна МакКелена потерял на пути единственное, что, как правило, удерживает человека от проявлений жестокости, — сострадание. К старости Джимми огрубел настолько, что убедил себя в том, что большая часть населения попросту не заслуживает его внимания. Никого не щадя, он использует для рецензий грубые фразы, которые часто смущают его молодого стенографиста Тома (Альфред Энох). Эрскин не жалеет ни артистов, ни читателей, ни редакторов. Первых он поливает грязью, вторых считает глупыми, а с третьими вечно вступает в спор за формулировки.
Превосходная игра Иэна МакКеллена не вызывает сомнений — мистер Эрскин крайне неприятный тип, с которым не хочется иметь никаких дел. Привыкший всегда получать то, что хочет, Джимми без зазрения совести решает использовать неуверенную в себе актрису Нину Лэнд (Джемма Артертон) в качестве разменной монеты — он обещает девушке льстивые отзывы в прессе, если она соблазнит женатого, но влюбленного в нее Дэвида Брука. Нина не в восторге от плана, но стоит ей представить себя на обложках газет, на светских мероприятиях и, возможно, даже на красных дорожках, как сомнения уходят на второй план. Кто знает, как повернется жизнь, когда The Daily Chronicle поместит ее фото на первую полосу?
«Критик» ужасно красив. Сложно не заметить, какая колоссальная работа была проделана Люсьеной Сурен и Амандой Джордж по восстановлению интерьеров и экстерьеров величественного Лондона 1930-х годов. Огромная библиотека-гостиная Эрскина, спальные комнаты Бруков, обитель любовника Нины Стивена (Бен Барнс), насыщенная деталями редакция главной лондонской газеты, роскошный ресторан, в котором собираются критики, чтобы отметить очередную премьеру. Радуются не только глаза, но и уши. В моменты молчания можно услышать целую палитру из звуков: дыхание собеседников, звон раскачивающейся серьги в ухе, тиканье часов, а где-то далеко — плеск воды. Не менее удачно в сюжет вплетены отпечатки времени: старая Англия, находящаяся между двух войн, бережно оберегает красоту бархатных портьер и звон хрустальных бокалов, но стоит только выйти на улицу, как в глаза бросается обилие черных рубашек с ярко-красными нашивками с молнией.
Джимми Эрскин открыто вступает в конфликт с новым, отказывается принимать необратимость принимаемых законов, подчиняться и верить в то, что смена власти вот-вот лишит его не только богемной жизни, но и свободы воли. Водоворот интриг стремительно набирает обороты, но это не делает картине чести — ей отчаянно не хватает хронометража, чтобы лучше раскрыть героев и удержать напряжение. То, что начиналось как крепкая драма, исследующая подводные камни работы в индустрии, со временем замахивается на трагедию шекспировского размаха, словно действие неожиданно переходит из зала на сцену лондонского театра. Судьбоносные решения, хлесткие фразы-пощечины, порывы гнева, ведущие к необратимым последствиям, — «Критик» размашистыми линиями подводит итоги, несправедливо обходясь с талантом Иэна МакКеллена и Джемы Артертон, которые, впрочем, несмотря ни на что, безупречно отыгрывают свои партии и покидают сцену победителями.