Режиссер «Жажды скорости» снял своего «Безумного Макса» — с кунг-фу и сюжетом о капиталистическом зле.
На нефтедобывающий комплекс, которым владеет китайская корпорация Unicorp, нападает группа наемников. Бывший агент спецслужб Луо Фенг (Джеки Чан) со своей командой пытается спасти работников и вывезти их из Ирака по так называемому «Шоссе смерти». Ситуацию осложняет то, что среди служащих комплекса его родная дочь Луо Мей (Ма Чуньжуй), с которой герой давно потерял контакт.
Среди наемников оказывается еще один бывший солдат, Крис Ван Хорн (Джон Сина). Он не знает деталей своей миссии и думает, что сражается с террористами. Когда Ван Хорн осознает, в чем дело, он решает помочь Луо Фенгу. Теперь им двоим придется противостоять многочисленной наемной армии, чтобы не дать злодеям захватить нефтезапасы.
«Круче некуда» — любопытный флюгер современной индустрии блокбастеров, кинематографический символ того, насколько далеко за последние годы продвинулось китайское кино. Азиатские экшен-звезды еще со времен Брюса Ли то и дело появлялись в голливудском кино, но чаще в образах злодеев, на втором плане или в лучшем случае в паре с болтливым американцем. Над их героями подшучивали, а их боевые способности ловко скрывали клиповым голливудским монтажом — где-то в меньшей («Час пик 2»), где-то в большей степени (скажем, ремейк «Мулан»).
К 2023-му чаша весов двинулась в другую сторону. Теперь уже китайские студии могут снять бадди-муви, где заслуженный местный актер Джеки Чан выступает в паре с американской звездой Джоном Синой. Причем последний пытается в картине говорить на китайском — но над его акцентом смеются, как бы в отместку за десятилетия голливудских шуток. Теперь китайцы тратят 80 миллионов долларов, чтобы в игривой форме экшен-комедии между строк выругать американский милитаризм (неслучайно в сюжете фигурирует печально известное «Шоссе смерти») и показать, как бедный пролетариат берет верх над жадными капиталистами.
Впрочем, что иронично, снимать это почему-то позвали американского режиссера Скотта Во (пусть фамилия вас не обманывает — он выглядит как самый белый человек в мире). Постановщика проходных боевиков вроде экранизации Need for Speed и автора готовящихся к прокату «Неудержимых 4». Человека не совсем бесталанного, но явно не из тех, кто может приподнять средний материал до уровня выдающегося кино. Не помогает и то, что «Круче некуда» явно ориентируется на великих. В первой трети фильма герои удирают от наемников во время песчаной бури и устраивают «Дорогу ярости» на минималках. Фильм сам напрашивается на сравнения с шедевром Джорджа Миллера — и лишь обнажает дешевизну продакшена, неловкость местной компьютерной графики и сильные проблемы с динамикой.
К тому же «Круче некуда» явно относится к своей истории серьезнее, чем следовало бы. Всю завязку о противостоянии злым наемникам можно было уместить в пару предложений, но картина тратит почти половину хронометража на то, чтобы обозначить все стороны конфликта. В итоге комедийное бадди-муви стартует только минуте на сороковой: к тому моменту зрителя пора будить после всех зажигательных рассказов о грустной реальности современного нефтебизнеса.
Потратив уйму времени на экспозицию, фильм в оставшийся час пытается нагнать все важные сюжетные линии, но в итоге ни на что не остается времени. У героев Чана и Сины есть забавные комедийные стычки: Ван Хорн пытается заигрывать с дочерью напарника, чему тот, конечно, не рад. Но случаются они всего пару раз за фильм и ни к чему особенно не ведут. Персонажу Сины придумывают трагическое прошлое, где из-за его действий погиб отец-наемник. Но и эта сюжетная ветка никуда особенно не прорастает: она нужна лишь, чтобы герой по-киношному «поверил в себя» в кульминационный момент. Обиднее всего за линию героя Джеки Чана, неожиданно личную для актера. Он, как и его персонаж, тоже никогда не был хорошим отцом — и ради работы раз за разом отвергал собственную семью. Любопытно, что в последнее время Чан явно стремится осмыслить это в фильмах: только недавно выходил «Кунг-фу жеребец», где протагонист также испытывал проблемы в общении с дочерью. В «Круче некуда» конфликт остается пунктирным: дочь в итоге принимает отца, потому что он попросту неимоверно крут. Спорить сложно, но хотелось бы чуть большей интриги.
По-настоящему спасает картину только акробатический экшен. Где-то к середине Скотт Во наконец вспоминает, что у него в распоряжении вообще-то есть Джеки Чан и вся креативная сила его каскадерской команды. В фильме появляются действительно изобретательные эпизоды: герои сражаются по колено в пене, подвешенные на тросах, и воюют с наемниками посреди лабиринтов пустынного городка. Авторы любопытно используют пространство для экшена и не портят эффектные моменты склейками — будто за камеру вдруг встает не Во, а сам Джеки, причем образца как минимум 1990-х годов.
Если «Круче некуда» и стоит смотреть, то как раз ради этих редких, но впечатляющих эпизодов — напоминающих о том, как в идеальном мире могли бы выглядеть экшен-фильмы. Жаль только, что такие талантливые исполнители попали в руки не самого ловкого постановщика: немного порадовав акробатикой, Скотт Во быстро возвращается к серым сценам автомобильных баталий и неприглядному CGI.