Пчелы борются с медом, капитализм — с эксплуатацией, а панда — с пельмешками.
В жизни каждого Воина Дракона настает момент, когда он должен передать титул наследнику, выбрав его из числа лучших мастеров кунг-фу. Панда По совсем не готов прощаться с жизнью героя долины Мира и не чувствует, что кто-то из числа кандидатов подойдет на роль преемника. Избежать упреков наставника Шифу удается По благодаря странной новости об атаке на железные рудники давнего врага Тай Лунга, объявленного мертвым уже много лет назад. Лисица Чжэнь, только что пойманная за кражу артефактов из Нефритового дворца, объясняет По, что в образе Тай Лунга предстала волшебница, хозяйка города Джунипер — Хамелеонша. Воин Дракона отправляется выяснять дела со злодейкой и берет в проводницы Чжэнь, обещая, что за помощь он освободит ее от тюрьмы.
За последние годы кинематограф видел несколько необязательных продолжений анимационных франшиз: провальных, вроде «Мегамозг против Синдиката рока», сделанных с душой, как «Побег из курятника 2», и даже новаторских — «Кот в сапогах: Последнее желание». Выдающийся сиквел от посредственного отличается умением адаптироваться к современной реальности. «Кот в сапогах: Последнее желание» показал, что зрителю кинотеатров нужен более быстрый монтажный темп, яркие цвета и взрослые темы, которые не отпугнут семейную аудиторию, а, наоборот, привлекут ее. Несмотря на это, студия DreamWorks Animation, выпустившая анимационные фильмы про кота с саблей и боевую панду, показала кардинально разный подход к проектам. Пока с одним рискнула и попала в цель, с другим пошла по вытоптанной тропинке и пришла ни к чему.
Франшиза «Кунг-фу Панда» все же устарела: в начале 2000-х годов история о полном и неуклюжем животном была менее агрессивным протестом, чем «Шрек», заявляя такую же мысль о борьбе со стереотипами и вере в себя. Идеи у проектов похожие, но разница между развитием вселенных огромная. Картины об огре Шреке концентрировались вокруг психологических метаний протагониста, переживающего стандартные периоды взросления мужчины (любовь, свадьба, рождение детей и кризис), у линии По динамика другая. В первой части происходило становление персонажа, а две последующих (2011 и 2016 годы) открывали завесу тайны прошлого: панда узнал, кто же его настоящие родители, и наконец-то встретился с сородичами. Образ По не требовал и не позволял дальнейшего развития, но продюсеры все же решились и пошли по пути умирающих франшиз.
В фильмах «Топ Ган: Мэверик», «Не время умирать» и «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» отжившие свое герои ищут наследника, то есть надежду продюсеров на то, что им снова удастся зарабатывать деньги на том же самом материале. Изъян ожиданий кроется в устаревшем материале, не подходящем для современного посетителя кинотеатров. Франшиза «Кунг-фу Панда» опирается наэстетику модных в 1990-е и 2000-е годы азиатских экшенов о боевых искусствах: с тех пор уже выросло целое поколение, для которого имена Брюса Ли и Джеки Чана практически ничего не значат. Поэтому единственное, что могло спасти «Кунг-фу Панду 4» от провала, — это новая интерпретация сюжета о поиске протеже, которую вселенная «Шрека» реализовала еще в 2007 году.
Путешествие По и воровки Чжэнь выполнено по законам жанра бадди-муви: противоположные друг другу герои (пухлый добряк и юркая мошенница) учатся друг у друга и по-разному справляются со сложностями. На пути к замку Хамелеонши По объясняет, что жить по законам улиц, которому обучена выросшая в трущобах Чжэнь, совсем не обязательно. Линия перевоспитания плохишей была в триквеле «Шрека» и органично существовала в контексте истории доброго огра. У франшизы «Кунг-фу Панды» нет общей идеи, которую авторы развивают от части к части, поэтому в квадриквел они закладывают мысли, что не надо пугаться естественного процесса смены старого новым и эксплуатировать прошлое. Подобные рассуждения странно слышать от фильма, являющегося тем же застарелым продуктом, притворяющимся актуальным и современным. Хотелось бы видеть за образом Хамелеонши, перевоплощающейся в мастеров кунг-фу, критику киноиндустрии, только в «Кунг-фу Панде 4» нет бунтарского духа и сарказма первого «Шрека», показавшего средний палец канонам студии Disney. Без них кино о проблеме бесконечного копирования превратилось в ту же копию, которая осознает бессмысленность своего существования, но ничего с этим не делает.