Драмеди о дамском угоднике, который оказался на пороге смерти
Сэмюэл (Габриэль Бирн), профессор колледжа, живущий в Монреале, начинает видеть странные галлюцинации, которые усиливаются из-за его алкогольной зависимости. Однажды после медицинского осмотра ему диагностируют неоперабельную опухоль головного мозга, и мужчина узнает, что ему остается жить несколько месяцев или в лучшем случае год. 62-летний ловелас пытается наладить отношения со своими детьми от первой жены и переосмыслить свою жизнь. Понимая, что у него осталось не так много времени, Сэмюэл отправляется в Ирландию, где среди живописной природы у него есть дом. Он пытается наконец написать роман, который откладывал годами, и встречает молодую девушку, которая может стать его последним увлечением.
Картина Мэтт Биссоннет о медленном угасании бабника тесно связана с творчеством канадского автора песен Леонарда Коэна (того самого создателя всем известного хита «Аллилуйя»). Но, как это часто бывает, благодаря российским локализаторам пропал огромный пласт, столь необходимый, чтобы прочувствовать задумку режиссера. Дело в том, что оригинальное название фильма буквально копирует знаменитый альбом Коэна 1977 года – «Смерть дамского угодника». Можно сказать, что подобным весьма толстым намеком Биссоннет отдает дань уважения творчеству музыканта и предпринимает попытку сделать свою ленту в духе его песен – меланхоличную, но без особого надрыва с мокрыми от слез платками. Фигура Коэна здесь не является центральной, она скорее как фон, который диктует настроение.
Главный герой – ненадежный рассказчик. Мы следуем за ним по пятам, но вряд ли можем различить, что из всего происходящего является галлюцинацией, а что реальностью. Содержание ленты сливается с шатким сознанием Сэмюэла – здесь тебе и идеальный собутыльник в лице Франкенштейна, и смерть с косой, следующая по пятам, и официантка с головой тигра, и очаровательная француженка в богом забытом ирландском магазине. Что из этого следствие болезни или болезненной фантазии, предстоит узнать как герою, так и зрителю.
На самом деле опухоль мозга, которая вызывает галлюцинации, это хороший способ ввести в историю призраков из прошлого (буквально): например, призрак, сопровождающий весь фильм героя, – его покойный отец. Не будь это сюрреалистическим штрихом, подходящим под рамки картины, такой механизм казался бы чересчур претенциозным. Ну правда, отец, вернувшийся с того света, чтобы дать пару советов? Шекспир пару столетий назад всех уделал своей оригинальностью. Но здесь же, напротив, разговоры с отцом о брошенной матери и алкоголизме становятся довольно благодатной почвой, чтобы покопаться в душе самонадеянного героя. Только вот проблема – это единственное хорошее, что есть в фильме.
Биссоннет, безусловно, имеет хорошее чувство юмора, искры которого разлетаются по всему фантасмагорическому, что происходит на экране. Но истории не хватает смелой режиссерской руки – то ли чтобы вдохнуть в фильм побольше жизни, то ли чтобы придерживаться более последовательного рассказа. Фильм то и дело мечется от одного жанра к другому, создавая скучную смесь комедии, семейной драмы и даже мюзикла. А история последних дней профессора разлетается на несколько частей: это и столкновение с собственной смертностью, и отпечатки детских травм во взрослой жизни, и желание оставить после себя что-то значимое, и распад семьи. В таком круговороте вкупе с галлюцинациями только музыка Леонарда Коэна позволяет сохранять равновесие и вытерпеть не особенно вызывающую сочувствие исповедь умирающего донжуана.