Утешительная экранизация детской книги Мэтта Хейга.
Трое детей остаются на попечении своей тетушки Рут (Мэгги Смит) на всю ночь, поскольку их отца вызвали на работу в канун Рождества. Приближающийся праздник и так не добавлял радости: совсем недавно не стало мамы, и малышам отнюдь не до гирлянд и украшений над камином. Утверждая, что вселенная состоит из историй, а не атомов, мудрая тетя начинает рассказывать детям сказку о мальчике по имени Николас (Генри Лоуфулл). Давным-давно жил он в лесах Финляндии со своим отцом-лесорубом. Они настолько нуждались в деньгах, что, когда король предложил награду тому, кто вернет надежду их стране, отец мальчика отправился на поиски так называемого Эльфхельма — места, где живут эльфы. Совсем скоро юному герою придется бежать по следам отца: прихватив с собой говорящую мышь, красную шапку и оленя, он пускается в приключение.
Рождественская лента от Netflix основана на сказке Мэтта Хейга — автора, который помимо научно-популярной и художественной детской литературы делится с миром и своим опытом депрессии. Автобиографичные работы о времени, когда он не видел смысла в жизни и тревога охватывала его ежедневно, переведены на многие языки (в том числе на русский). Пожалуй, этот факт лучше всего говорит о том, что Хейг не понаслышке знает, что представляет собой надежда. Именно ею пропитан весь фильм о становлении Санта-Клауса. Следуя пропповской модели волшебной сказки, юный мальчик проходит через ряд испытаний, чтобы добраться до своей цели. Но чем дальше в лес, тем взрослее становится герой: оказывается, родители могут разочаровывать, а предназначение — меняться. На протяжении всех этих этапов вера Николаса не угасает, как, например, угасла радость в глазах детей, слушающих сказку из уст своей, как им изначально казалось, ворчливой тетушки.
Сентиментальные нотки скорби расширяют аудиторию фильма, но при этом он не пытается показаться более серьезным, чем есть на самом деле. «Мальчику по имени Рождество» самое место под елкой рядом с подарками: он ощущается, как новогодняя свеча — нечто фоновое и, может, необязательное, но совершенно точно согревающее. Ему откровенно не хватает капельки веселья и изобретательности, но доброта, бьющая через край, заполняет все сюжетные сквозняки в сценарии. Чего только стоят симпатичные персонажи: от говорящей мышки до девочки-пикси, которая не умеет лгать. А убаюкивающий голос рассказчицы Мэгги Смит имеет поистине терапевтический эффект.
Понимая с самого начала, что это альтернативная история о Санта-Клаусе, зритель может догадаться, чем все закончится, но ленту никак не портит ее предсказуемость. Подобные работы выходят раз год и похожи на гирлянды, которые мы достаем из пыльных коробок, пытаясь разбудить в себе то самое «новогоднее настроение». Но, давайте будем честны, многие из таких картин сейчас едва удастся вспомнить. Хочется верить, что «Мальчик по имени Рождество» пусть и не станет оглушительным хитом, но и не мгновенно будет предан забвению.