Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Мастер и Маргарита» — романтическую фантазию о Москве, Булгакове и о Воланде (чуть-чуть)

Бегемоту требуем расширить хронометраж!

Добавить в закладки

«Дорогая Елена Сергеевна…» — сколько писем и реплик Михаила Афанасьевича начиналось с этих слов, адресованных Шиловской (в девичестве Нюренберг), бог его знает. Или черт? В случае с Булгаковым нельзя быть уверенной. Однажды, но не вскоре после первой встречи Елена Сергеевна стала третьей женой антисоветского писателя и драматурга. Но что важнее для режиссера Михаила Локшина, сценариста Романа Кантора и истории союзной прозы, фигурой, вдохновившей мастера на образ Маргариты. Кропотливым, аккуратным и каллиграфическим почерком картина выводит знак равенства между персонами историческими и образами литературными, заимствуя факты биографии, но не называя товарищей по имени. Елена Сергеевна вспоминала, что любовь началась с завязанного Михаилом Афанасьевичем шнурочка на рукаве: на экране героиня просит своего героя застегнуть каждую пуговку на платье. Узелочки, стежки, петельки — то, как роман проступает сквозь действительность на экране, расписывая жизнь безымянного писателя бесовскими огоньками вымысла.

Евгений Цыганов в роли мастера на кадре из фильма «Мастер и Маргарита»

Евгений Цыганов в роли мастера на кадре из фильма «Мастер и Маргарита»

В 30-х годах в дивной, умытой переменами Москве возводящегося социализма (куда ни глянь, идет стройка!) харизматичный драматург (Евгений Цыганов) получает публичную трёпку в Союзе писателей после отмены спектакля по пьесе «Пилат» (вы, вероятно, помните диалог Прокуратора и Иешуа Га-Ноцри). Виноват лично критик Латунский (Дмитрий Лысенков): партийному писаке остроумно заготовлено место проводника и гражданина, открывающего действие. Действие, как и положено первоисточнику, фантасмагорическое, пленяющее, головокружительное, с размахом бурлеска и нотками протеста. Что будет дальше, мы знаем: Берлиоз (Евгений Князев) и Бездомный (Данила Стеклов) окажутся на Патриарших прудах, Аннушка (Мария Дубина) не удержит масло в руках, и круговерть событий закружит москвичей в нарядном макабре. Все это непременно случится и в фильме, но ближе к середине хронометража. А пока Мастеру, сотканному из обрывков рукописей и страниц биографии Булгакова, предстоит встретить Маргариту (Юлия Снигирь) на первомайской демонстрации с желтыми цветами в руках.

Дмитрий Лысенков в роли Латунского  на кадре из фильма «Мастер и Маргарита»

Дмитрий Лысенков в роли Латунского  на кадре из фильма «Мастер и Маргарита»

Не сочтите за кощунство по отношению к классике, но в романе Булгакова романтическая линия хоть и магистральная, но отнюдь не самая проработанная. Любовь Мастера и Маргариты — скорее состоявшийся факт, непреложная истина или, если угодно, аксиома. Диалоги возлюбленных едва ли отличаются от диалогов других возлюбленных в сотне других романов: у великого чувства нет времени выбирать великие слова. Да и попали они на страницы не сразу, а в результате множественных редакций. Локшин и Кантор взялись за труд грандиозный и отчасти самонадеянный: дополнить зияющие дыры в уравнении любви и представить, будто бы аксиома пока еще теорема и надо найти доказательства глубинных чувств Булгакова и Шиловской.

Аугуст Диль в роли Воланда  на кадре из фильма «Мастер и Маргарита»

Аугуст Диль в роли Воланда  на кадре из фильма «Мастер и Маргарита»

Картина «Мастер и Маргарита», прежде чем парадно выйти на большие экраны, тоже претерпела множество редакций и отказалась от названия «Воланд». Консультант в блестящем исполнении Аугуста Диля остался, как остались и Коровьев (Юрий Колокольников), и Азаллело (Алексей Розин), и Бегемот (кот Кеша с голосом Юры Борисова), но скорее на позициях фигур, резонирующих пространство вокруг своего создателя. Персонажи умножаются на два: амбициозная актриса из провинции Гелла (Полина Ауг) превращается в Геллу-вампиршу, немецкий турист Воланд остается пугающе обаятельным собеседником по обе стороны воображения. Артисты существуют в упоительном союзе с материалом, игра их (Ярмольник, Сексте, Башаров и др.) протекает с мастерством и каким-то бескорыстным наслаждением текстом и декорациями.

Полина Ауг в роли Геллы  на кадре из фильма «Мастер и Маргарита»

Полина Ауг в роли Геллы  на кадре из фильма «Мастер и Маргарита»

Нарратив то проваливается в омут рукописи (которая, конечно, не горит), то выныривает из фантазий Булгакова в помпезную Москву с дирижаблями, вечерами джаза, балами в нехороших квартирах и нереализованными архитектурными проектами СССР. Щегольские выдумки Кантора и Локшина демонстрируют не только вкусовые пристрастия авторов, но и большую работу с материалами «дела»: Михаил Афанасьевич задумывал «Мастера и Маргариту» телепортировать в утопический 1943 год во время написания, но умер до того, как узнал, что готовит счастливое будущее. Не могли ни авторы, ни ясновидцы предугадать еще более парадоксальную рифму: пока Булгаков на экране смотрит фантастический спектакль «Вперед в будущее» о коммунизме, победившем на всей земле аккурат через сто лет после образования СССР, где пионеры маршируют и поют, в Театре на Таганке, на сцене которого некогда гремели любимовские «Мастер и Маргарита», в эти дни января идет премьера «Веселых ребят», где… пионеры маршируют и поют. Добавьте к этому, что сценаристу «Ребят» (Алоизий-Александр Яценко) в экранизации отведена особенная роль приближенного Булгакова, и замысел зазвучит еще убедительнее.

Юлия Снигирь в роли Маргариты  на кадре из фильма «Мастер и Маргарита»

Юлия Снигирь в роли Маргариты  на кадре из фильма «Мастер и Маргарита»

Монументальная красота, холодная и отчужденная, будто случайный румянец на мертвенно-бледном лице, по-настоящему захватывает дух. Сложно припомнить, когда зрителям отечественных кинотеатров предлагали столь выверенную визуальную поэтику — местами излишне позерскую, но все-таки гипнотическую. Множество находок, стилевых решений и монтажных фраз изумительно придуманы, а изнурительный для жанра литературного блокбастера (а перед нами именно он) хронометраж в почти три часа проходит в беззастенчивом любовании узорами ужасного далёка. Так при чем же здесь Понтий Пилат (Клас Банг)? Не так уж и важно. Картина ведь о любви.

Там, где в строительных лесах конструкций Москвы у Булгакова пострадала любовная линия, в картине по мотивам романа пострадало все остальное. И если за Бегемота и мелкие пакости большого кота по-человечески обидно, то понять, почему мастер заслуживает не света, а покоя, из кинематографического романа Локшина решительно невозможно. Отношения Булгакова с властью поданы прямым текстом: сильные мира сего травят свободного художника, Иуда расползается по лицам каждого из окружения, а спасает творца любовь созидающая. Новая знакомая выкинула желтые цветы и увлеклась и романом, и его автором. Хочется позволить себе редкую пошлость сослагательного наклонения: вероятно, если бы на месте Евгения Цыганова и Юлии Снигирь оказались другие артисты, картина могла и не прозвучать вовсе, а утонуть в архитектуре сталинок. Супруги то самое великое чувство заземляют и делают осязаемым союзом двух людей на берегу бездны несчастья. Если верить фильмографии Локшина и Кантора (до «Мастера и Маргариты», напомним, были «Серебряные коньки»), то в столице нет места влюбленным — вечно приходится куда-то уезжать: то в Париж, то к морю, то еще куда подальше, пожалуй, что в мир теней. Москва — для грустных и одиноких в любой декаде, а зимой 2024 года так точно. 

Дальше последует робкое предупреждение о спойлерах — то ли к роману «Мастер и Маргарита», то ли к биографии Михаила Афанасьевича, вам виднее. Пускай Локшин и Кантор избегают разговора о дихотомии добра и зла, гранях справедливости, сложно устроенной природе отношений с властью и куце гнут линию Фриды (Софья Синицына), обиднее всего другое. В разочаровывающем финале любовь реальная, трепетно воссозданная Цыгановым и Снигирь, бесцеремонно вытеснена отрепетированным сотню раз кинематографическим жестом. Большая трагедия и большое счастье для влюбленных — умереть в один день. Или получить покой, как диагностировал текст романа. Трагедия Елены Сергеевны не в смиренной гибели подле мужа, как воспела литература, а в том, что Булгакова прожила оставшиеся годы за двоих и посвятила себя наследию супруга, нося знамя вдовы антисоветского писателя. Именно благодаря непроходящей любви Елены Сергеевны и отчаянному желанию довести все рукописи Михаила Афанасьевича до публикации мир и смог прочесть «Мастера и Маргариту», утонуть в океане интерпретаций и сладостно поспорить за рюмкой коньяка, о чем же думал, глядя на лунную дорогу, прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат.

Текст: Настасья Горбачевская
21 комментарий
А
1) Булгакова очень сильно люблю. Даже не столько известные произведения, столько дневники, очерки, фельетоны, письма. Очень легкий слог.
2) Абсолютно никакие экранизации не нравятся. Стеклов, Гафт, ФИЛИППЕНКО, Раков хорошие актеры, но не то. Из двух экранизаций хорошо сыграли только лишь Бурляев с Ульяновым. Воланд - это Янковский. Печально, что отказался(((. Обнаженка хороша в обеих экранизациях..., за исключением Вертинской. Спасибо Тане Ю за Геллу.
По книге Воланд нестарый. Как и Пилат. А в экранизациях все старые. За исключением, пожалуй, Ковальчук. И то, с ооочень большой натяжкой. Опять же, Колокольников, вроде бы, больше похож на Коровьева, но этот клоунский грим. Нафига? А, вообще, мне ни одной экранизации произведений Булгакова не понравились. Иван Васильевич - это больше Гайдай. Собачье сердце? Слишком обаятелен Евстигнеев. В книжке не так. Короче, мне нравится первоисточник, буквально, все - и фельетоны, и очерки, и дневники, и письма. Он же у Деникина служил. Название организации забыл(((. А еще, собрание сочинений есть, чёрно - красное, насколько оно полное - не знаю. Полагаю, что нет. P.S. Снигирь с накладной грудью. И тут обман. Зачем говорить, что неудобно обнажённой сниматься, если это не твоё тело.
Скрыть 2 ответа
2 ответа
Фильм понравился, масштаб захватывает, очень живописная Москва, удачный кастинг! С другими экранизация сравнивать бессмысленно, все они - каждая о своем
Цыганов не ровно играет . В сцене товарищеского суда прекрасен, с Воландом диалоги очень живые, а вот любовь не получается у него ну никак....
Скрыть 2 ответа
2 ответа
Настасья как всегда выдает мастер класс по написанию рецензий! Фильм однозначно захотелось посмотреть
Мрачная, скучная поделка "на тему". Вы или крестик снимите, или ... наденьте.
Персонажи совершенно не булгаковские, сюжет нещадно исковеркан.
Не надо называть *это* "Мастером и Маргаритой", назовите иначе.... Смысла ходить в кино - примерно никакого. Не повторяйте моих ошибок
Скрыть 1 ответ
1 ответ
Очень скучно, Воланд из Диля никакой, он просто невыразителен, ну такой вот типовой актер европейский и не больше, Цыганов в роли Мастера это вообще провал, это вечно недовольное лицо ничего не выражает в принципе, кроме уныния, а самое главное, что в картине нет духа Булгакова. Это чучело, выкинули полтора миллиарда и сняли посредственную экранизацию.
Скрыть 2 ответа
2 ответа
Диль чудесный Воланд, прекрасный кастинг, браво!
Получила истинное наслаждение от прочтения Вашей рецензии. Великолепно написана! Это тот самый случай, когда рецензия в миллион раз лучше, чем сам фильм. Спасибо Вам, автор!
1) Булгакова очень сильно люблю. Даже не столько известные произведения, столько дневники, очерки, фельетоны, письма. Очень легкий слог.
2) Снигирь наверняка в одежде будет. Не верю я им никому. Особенно, после халтур с дублёршами и накладками на сосках. Да и на балу в каком - то идиотском костюме будет.
3) Повторюсь и здесь. Абсолютно никакие экранизации не нравятся. Стеклов, Гафт, ФИЛИППЕНКО, ...Раков хорошие актеры, но не то. Из двух экранизаций хорошо сыграли только лишь Бурляев с Ульяновым. Воланд - это Янковский. Печально, что отказался(((. Обнаженка хороша в обеих экранизациях, за исключением Вертинской. Спасибо Тане Ю за Геллу. В новой экранизации, так понимаю, обнаженки не будет. Мастера и Маргариту никому из актеров не удалось передать, ибо это невозможно в принципе(((.
4) Это ещё не всё. Опять про субъектность. Самим - то не надоело феминизьм везде и всюду приплетать, а??? Сколько можно??? Маргарита в то время вполне себе могла стать самостоятельно.
Скрыть 2 ответа
2 ответа
Прочитав рецензию, хочется стремглав броситься в кинотеатр.
А вот посмотревши трейлер хочется, наоборот, никогда больше не видеть ни одной попытки перелопатить главный роман прошлого века.

Единственный, ИМХО, кто способен сделать что-то близкое к задумке Булгакова, это гениальный мультипликатор Петров. Но он уже старенький, не успеет, там работы лет на пятнадцать.

Оставьте уже МиМ читателям. Не мучайте
Скрыть 2 ответа
2 ответа
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?