Скромное утешение в ожидании финального сезона «Очень странных дел».
Помогите найти папу: отец Дениз — уфолог, энтузиаст и увлеченный малый — бесследно пропал восемь лет назад. Оставшись одна, сирота (Инез Дель Торхауг) отправилась на гастроли по приемным семьям, но с годами не оставила надежду самого любимого и близкого человека вернуть. В исчезновении, скорее всего, замешаны пришельцы, но едва ли кто-то готов поверить в похитителей на летающей тарелке. Разве что отцовские коллеги из общества НЛО, да и те пожимают плечами. Скромные гики-технари с верой во что-то кроме и теперь принимают звонки очевидцев и отыскивают следы гостевых цивилизаций, но с меньшим азартом. Особенно Леннарт (Йеспер Баркселиус) — скромный и одинокий мужчина из-за отца Дениз (и по совместительству своего лучшего друга) лишился работы в исследовательском центре.
«Кто там?» — спрашивает Скалли, услышав стук в дверь. «Стивен Спилберг!» — шутит в ответ Малдер. В 1993 году в пилотном эпизоде «Секретные материалы» то ли предрекли будущее зрительской фантастики, то ли подвели итог киноупражнениям 80-х годов. «Инопланетянин» и «Близкие контакты третьей степени» определили внешний облик и сердечные раны развлекательных блокбастеров, ориентированных на НЛО. Оптика ребенка, замершего перед великим открытием, и озорные наезды камеры, столь любимые Спилбергом, со временем стали синонимом приключений. «Очень странные дела» без устали разбирают поп-культурные достижения 80-х по кадрам, чтобы не только слепо копировать и учиться у лучших, но и с тем же неподдельным душевным хулиганством кидаться в невиданные дали. Кинематографистов роднит не только общий жанровый диалект, но и ребяческий восторг от новых миров и ощущение первооткрывателей всего на свете.
«Миссия "НЛО"» визуально, стилистически и драматически старается урвать хотя бы толику воображения и крупицу духа приключений, но так и остается скромной поделкой по лекалам великих. Лента вроде бы бодро смотрится, но не заставляет сердце выписывать виражи внутри от волнения. Перед нами те же аутсайдеры с широко открытыми глазами, которые боятся, но изо всех стремятся не только к новым горизонтам, но и к возвращению старых. Дениз в созвучной «Интерстеллару» манере готова прорваться через все черные дыры и параллельные вселенные, чтобы еще хоть раз увидеть папу. Близость и определяет финальный надрыв — дело, конечно, не в НЛО, а в землянах.
Стивен Спилберг придумал своего крошку E.T., чтобы ответить на вопрос: что же может отвлечь маленького мальчика от развода родителей и ухода папы из семьи? «Миссия "НЛО"» ставит проблему иначе: стоит ли НЛО того, чтобы покинуть дочь? Режиссер шведских блокбастеров («Во имя спасения») Виктор Даннелл страсть к уфологии выворачивает наизнанку, превращая увлечение в болезненную одержимость. Инверсия будто поддевает «Близкие контакты третьей степени», но полемика складывается случайно. Автор купается в чужих откровениях и не находит в прошлых достижениях себя: несмотря на то что Даннелл не только снял фильм, но и написал сценарий «Миссии», едва ли на экране можно распознать что-то личное, лишь сумму проекций чужого воображения.
Будут и погружения, и побег из лаборатории, и собрания общества уфологов, но в бешеном темпе не рождается магии и самого главного — предчувствия контакта. Для фильма с НЛО в названии пришельцев на экране категорически мало. Пусть жанровое подражание не скатывается в пародию, но остается на позиции скромного наблюдателя и последователя без ража, куража и азарта. Возможно, «Миссия “НЛО”» понравится более юным зрителям или пригодится тем, кто не знает, чем занять воскресные вечера в ожидании пятого сезона «Очень странных дела». Но после просмотра остается ощущение, что в приключенческом фильме совсем не было приключений.