История Анны Франк, рассказанная ее лучшей подругой.
Нидерланды, 1942 год. Подруги Анна и Ханна (Айко Бимстербер и Джозефин Арендсен) делятся самым сокровенным, мечтают о поцелуях с мальчиками и сторонятся немецких солдат, разгуливающих по улицам. Каждая еврейская семья живет в страхе, что они станут следующими, кого заберут нацисты. От солнечного Амстердама до сырого концентрационного лагеря в Берген-Бельзен – девочки снова и снова протягивают друг другу руки помощи.
Фигура Анны Франк – мифологизированная в мировой культуре. Ее имя знакомо каждому, а черновые записи приоткрыли завесу страха и жестокости холокоста. Невинное дитя, запечатлевшее время и страдания в дневниках, преобразовалось в собирательный образ человеческой трагедии Второй мировой войны. Новый проект Netflix отходит от канонического изображения Анны и переносит акцент на другую девочку – Ханну Гослар. Сценарий фильма основан на книге «Воспоминания об Анне Франк: размышления о подруге детства», которая, в свою очередь, родилась из многочисленных интервью с самой Ханной. Подобный ракурс позволяет не столько по-новому взглянуть на известную еврейскую девочку, сколько дать слово стороннему наблюдателю, чей взгляд также немаловажен для понимания исторического контекста.
За годы до того, как Анна Франк превратилась в символ эпохи, она была обычным ребенком с неиссякаемым любопытством и бойким нравом. Вместе со сверстницами девочка основывает клуб пинг-понга и флиртует с мальчиками, а Ханна наблюдает за ней с неподдельным упоением и восхищением. Взросление девочек приходится на разгар нацистской оккупации, и пока героини хватаются за последние лоскуты детства, над Европой нависают враждебные тучи. Из-за смены оптики пелена сакральности над Анной быстро развеивается: перед зрителем живая девочка, способная как очаровать воображением, так и разозлить капризами.
Избегая подробностей военных действий, режиссер Бен Сомбогаарт (чья лента «Сестры-близнецы» также рассказывала о взаимоотношениях двух девушек) предпочитает сочинять оду первой дружбе. Дурачество, детские обиды, жажда поцелуев — все это вытесняет тревогу перед армией солдат. Девочки не подозревают о скорой разлуке и уж тем более не осознают масштаб происходящей трагедии. Им есть дело только до самих себя и собственных планов: мечтаний стать медсестрой или известной писательницей, объехать мир и всегда быть вместе. Но, вопреки пленительному задору юности, Сомбогаарт не мог не изобразить будни в концлагерях. Здесь героини оказываются по разные стороны: Ханна вместе с сестренкой и отцом среди тех, кто предназначен для обмена, а Анна — в худших условиях пыток и голода. Стоит девочкам отыскать друг друга, как дружба вспыхивает с новой силой. Ханна готова рискнуть жизнью ради спасения подруги. Сердечная близость оказывается сильнее инстинкта самосохранения, а знакомый облик через отверстие в стене — последней надеждой на счастливый исход.
Как биографический фильм «Моя подруга Анна Франк» — слишком блеклый, как история о холокосте — поверхностный, как воспоминания о дружбе — в меру чувственный. Бережное следование за двумя девочками, обреченными на мучения только лишь из-за своего происхождения, оборачивается не байопиком как таковым, а скорее галереей оживших эпизодов памяти. Как закончилась жизнь Анны, известно каждому. Не претендуя на документальную точность, картина воссоздает портрет детства одной девочки, которая по сей день смотрит на звезды и думает о горячо любимой подруге.