Байопик о выдающейся актрисе с политической позицией
Неблагодарное дело — защищать такие картины, как «Назло врагам» (в оригинале просто Seberg), совершенно не этапные для кинематографа и даже для внеконкурсной программы Венецианского фестиваля, в рамках которой визжащие девушки на красной дорожке быстро позабыли о Кристен Стюарт в пользу Тимоти Шаламе из нетфликсовского «Короля». Разумеется, такое кино с ходу, а то и не глядя окрестили экранизацией Википедии, как это раньше делали с «Богемской рапсодией», какой-нибудь «Силой воли», в общем, с теми фильмами, где не с первого взгляда заметна и понятна режиссерская задумка. И все же в этой аккуратной, что называется, костюмной кинобиографии есть та вечно актуальная правда, пусть и в форме митинговой кричалки, для которой и требовалось вспоминать об этой трагичной судьбе.
Актриса
Эта история началась для Сиберг в Америке, куда она поехала сниматься на волне популярности после «На последнем дыхании» в конце 1960-х. Встретив случайно Хакима Джамала (Энтони Маки), главу леворадикальных «Черных пантер», активистов, боровшихся за права афроамериканцев, она влюбляется в его горящие глаза. Немало режиссерской смелости нужно иметь для того, чтобы первой сюжетной точкой в фильме с новой фем-иконой Кристен Стюарт поставить довольно откровенную (для мейнстрима) сцену страстного межрасового секса. Улетев от французского мужа, собственно, Ромена Гари, она находит что-то, чего не было у богемного супруга, в ожесточенном чернокожем активисте. И это даже несмотря на то, что Хаким был женат на Дороти Джамал (Зази Битц).
Казалось бы, вся эта ситуация должна была остаться личным делом каждого из участников любовной коллизии. Но гэбист не дремлет: ФБР вело противозаконную, по факту антиконституционную слежку за афроамериканскими движениями, накаляя и без того неоднозначную обстановку в весьма консервативном на тот момент обществе США (многое говорит уже тот факт, что Джамала застрелили в 1973-м). Как утверждается, среди гадких расистов-сексистов-абьюзеров в костюмчиках (одного из них играет в том числе Винс Вон), которые работали над прослушкой Сиберг с Джамалом, нашелся и один сознательный, совестливый герой — его роль отошла Джеку О’Коннеллу.
Впрочем, важнейшей фигурой в этом не таком уж известном широкому зрителю сюжете являются, конечно, не спецслужбисты, а сама Сиберг, с которой потрясающе коррелирует Кристен Стюарт. Актриса прославилась благодаря весьма сексистским «Сумеркам», затем перешла в стан больших фестивальных артисток («Зильс-Мария»), она же не побоялась, в отличие от многих высокооплачиваемых американских артисток (да, до сих пор люди этого боятся), сделать каминг-аут как бисексуалка. Немного похожая на француженку внешне (а уж с короткой стрижкой — так и подавно), но не педалирующая это сходство, а играющая традиционно сдержанно, скромно, Стюарт в образе Сиберг оказывается главной из немногочисленных находок картины.
Фильм «Сиберг» следует за своей героиней, пытавшейся быть честной с собой, он не выдает в себе никакого радикализма, не отсылает к классическим фильмам тех лет, напротив, приводит лишь к очевидным мыслям о токсичности института селебрити, о недопустимости вмешательства в жизнь чужих людей. Но в конце концов политический активизм существует не для того, чтобы объяснять человечеству сложные теории об устройстве мироздания. Люди не жалеют себя, бросаются на амбразуру, ходят на митинги, терпят полицейский произвол ради того, чтобы напомнить обществу о прописных, казалось бы, истинах: о том, что выборы должны быть свободными; что частная жизнь — это личное дело каждого; что стремление государства и спецслужб обеспечить безопасность населения на самом деле зачастую подразумевает под собой параноидальную слежку, что опять же нарушает незыблемое право на частную жизнь. И биография Сиберг в аккуратной (возможно, даже слишком) интерпретации режиссера Бенедикта Эндрюса (это его всего лишь второй фильм после «Уны») представляется именно такой вроде бы незамысловатой, но символичной для нашего времени, для эпохи, которая на самом деле нисколько не изменилась.