Режиссёр «Пугала» по-прежнему снимает в родных местах и без профессиональных актеров, но на сей раз реалистическое кино.
Молодой мигрант из Бишкека Нурбек (Эржан Даулетбеков) без документов добирается до Якутска. Он не говорит на местном языке, но неплохо изъясняется по-русски. Нурбек готов заниматься строительством или торговать куртками на рынке — любая работа подойдёт, лишь бы хватало на скромное жильё и еду. Подросток почти не поднимает глаз и послушно выполняет все команды старших. Даже ненароком ввязывается в разборки с армянской мафией. Мигрант приехал в Якутию не просто так. Его путь лежит в сельскую местность. Остаётся только гадать, кто или что Нурбека манит в незнакомый край.
«Нелегал» — пятый фильм якутского режиссёра Дмитрия Давыдова. В 2020-м его «Пугало» победило на «Кинотавре», и о феномене якутского кино (чуть ли не единственной национальной кинематографии в России) были вынуждены громко заговорить все критики. В том же году на фестивале «Окно в Европу» в Выборге победил «Чёрный снег» Степана Бурнашева. В 2021-м Бурнашев и Давыдов, пожалуй, наиболее известные якутские авторы, вместе сняли сборник деревенских историй под названием «Ыт».
После успеха «Пугала» Давыдов, сначала сельский учитель, а потом и директор школы в селе Амга, оставил работу и решил сосредоточиться на режиссуре. Благо, на помощь пришли московские продюсеры. Давыдов уже успел снять ещё один фильм после «Нелегала» и уверяет, что новая картина станет началом следующего этапа творчества, ещё более авторского. Хотя, казалось бы, куда уж ещё.
Сценарий «Нелегала» был написан в 2015 году, но планировавшиеся в 2016-м съёмки так и не состоялись. Сегодня, по крайней мере в Республике Саха, история воспринимается по-другому. В марте 2019-го после изнасилования местной жительницы киргизским мигрантом прокатилась волна беспорядков. На центральной площади Якутска собралось около 200 человек, начались погромы и нападения на выходцев из Средней и Центральной Азии, один мигрант был убит. Давыдов даже слегка побаивался браться за свежую травму, но его фильм посвящён вовсе не вражде между якутами и гостями из зарубежья.
Постепенно «Нелегал» меняет и жанр, и тематику. В первой же сцене полиция накрывает жилище мигрантов, у которых при себе нет никаких документов. Реалистичный эпизод напоминает «Айку» Сергея Дворцевого — настоящую одиссею недавно родившей киргизской девушки в заснеженной Москве. В картине Давыдова нет подвижной камеры и бесконечного бега по городским окраинам. Первые минуты фильма роднят его с «Продуктами 24» Михаила Бородина — истории о современном рабстве. Нурбек только кивает «хозяину» и соглашается на любое задание. Никаких других вариантов у него нет, он полностью зависим в чужой стране.
Социальная драма быстро превращается в криминальный боевик: мигрант и его работодатели устраивают налёт на логово перешедшей им дорогу армянской мафии. На мгновение у главного героя даже в руках оказывается оружие — вот он то ли Данила Багров, то ли персонаж Хоакина Феникса из «Тебя никогда здесь не было». Но Нурбек — не крутой парень, который разбирается с врагами. Наоборот, он в ужасе бросает автомат. Подросток чудом уносит ноги с места преступления и отправляется в сельскую Якутию. Город был к нему неприветлив и враждебен, но и деревня ничем не отличается. Начинается роуд-муви.
Если «Пугало» проникнуто мистическими событиями и глубоко укоренено в якутском колорите, то «Нелегал» мог бы случиться в любом российском регионе, незначительно изменился бы ландшафт. Давыдов, как и прежде, снимает намеренно аполитичное кино. Даже бедность якутов и чудовищные условия жизни мигрантов отходят на второй план: режиссёру важен центральный персонаж, его история, состоящая из недосказанностей. Зритель весь фильм следит за парнем, пытаясь угадать, что тот вообще забыл в Якутии.
В кадре одни только непрофессиональные актёры. Эржану Даулетбекову, исполнителю главной роли, 14 лет, он живёт в Киргизии, ученик восьмого класса, никогда не выезжал из Бишкека и, где находится Республика Саха, до начала съёмок не знал. Во многом его реакция на новое место настоящая, несыгранная. Единственный, кто проявил к нему заботу, накормил и пригрел — пожилой якут-охотник был сыгран Степаном Бурнашевым-старшим. Давыдов признаётся, что ему важно было немного отойти в сторону от привычного набора деревенских актёров, которые переходят из фильма в фильм. Поиски режиссёрского стиля и прощупывание возможностей киноязыка продолжаются.
Как и недавний «Закат» Мишеля Франко с Тимом Ротом в главной роли, «Нелегал» — фильм, который испортят любые намёки на конечную цель скитаний Нурбека. Саспенс на экране достигается минималистичным и медитативным саундтреком и мерцающей интригой (остаётся только строить догадки).
Якутское кино пока так и остаётся феноменом местного значения, которым прониклись столичные критики. У новой работы Давыдова должна была быть интересная фестивальная судьба, но в сегодняшних обстоятельствах её невозможно предсказать. «Нелегал» достоин внимания любителей авторского кино. Не так уж часто в России снимаются универсальные драмы на не сиюминутные темы.