Мрачный эстетский детектив, основанный на реальных событиях.
«Мистер Биг» — метод расследования, в ходе которого сотрудник правоохранительных органов втирается в доверие к преступнику и пытается ненасильственно вытащить из него показания. Как правило, полицейские или агенты под прикрытием создают фальшивую организацию по продаже оружия и наркотиков и принимают на работу подозреваемого. Стражи порядка работают вместе с убийцами, маньяками и мошенниками, чтобы сблизиться с ними и получить данные, которыми те никогда бы не поделились на суде.
Более 10 лет назад австралийский «Мистер Биг» под псевдонимом Марк Фрейм (Джоэл Эджертон) участвует в операции по разоблачению некого Генри Питера (Шон Харрис) — когда-то его подозревали в похищении и убийстве мальчика, но противоречивые показания свидетелей обеспечили преступнику безоблачное будущее. Чтобы вывести маньяка на чистую воду, герою самому придётся думать как насильник и убийца. А по вечерам возвращаться домой к сыну и вести обычную жизнь.
«Незнакомец» основан на реальной истории. В 2003 году в Австралии пропал тринадцатилетний мальчик по имени Дэниел Моркомб. Следователи подозревали бывшего преступника Бретта Питера Кована, который жил неподалёку, но вскоре переключились на другого мужчину. А настоящий убийца незаметно сменил имя и пропал с радаров полиции. На скамью подсудимых он попал только благодаря той самой операции «Мистер Биг».
Неудивительно, что одним из продюсеров и главных актёров проекта выступил сооснователь андеграундной кинокомпании Blue-Tongue Films Джоэл Эджертон. Вместе с режиссёрами Дэвидом Мишо (автором мрачного «Ровера» с Паттинсоном) и Нэшем Эджертоном (братом, снявшим гениальный триллер «Квадрат»), а также дюжиной других единомышленников он выпускал малобюджетные фильмы об изнанке (чаще всего криминальной) австралийской жизни. Как и многие соотечественники — Джастин Курзель в «Снежном городе» или Эндрю Доминик во «Взгляде изнутри», — Эджертон не боялся вскрывать национальные травмы и рассказывать о самых одиозных преступниках страны.
Хотя «Незнакомца» придумал молодой режиссёр и сценарист Томас М. Райт, сам фильм, кажется, поставлен и написан коллективным бессознательным. Потерянный и надломленный человек на фоне безжалостной природы? Есть. Преступник как источник неврозов и комплексов современных австралийцев? Имеется. Знаменитый национальный актёр в роли потрёпанного маскулинного мужчины? Увы, на Хью Джекмана не хватило бы денег, но Джоэл Эджертон тоже неплох. Тревожные завывания вместо саундтрека, холодная цветокоррекция и безжизненные декорации полудикой страны — здесь всё собрано из штампов (не то чтобы ложных) о настоящей, непрезентабельной Австралии. Поначалу это даже подкупает: фильм выглядит как незамеченный шедевр из параллельной фестивальной секции. Собственно, он и был показан в «Особом взгляде» Каннской программы.
Но чем дольше развивается история, тем яснее становится, что Томас М. Райт уж слишком покорно переносит знаменитое расследование на экран. Автору не удаётся найти баланс между документальным воспроизведением событий и художественной лирикой. Он неряшливо пытается провести параллели между двумя героями — полицейским и убийцей, — но, сам того не замечая, из общего находит в них только густую бороду, депрессию и непростые отношения с детьми. «Молчание ягнят» показывало, что грань между преступниками и «нормальными» людьми тоньше, чем кажется. «Незнакомец» поддакивает, подхватывает, но так и не говорит ничего конкретного.
Даже диалоги с маньяком — казалось бы, уже проработанная фишка многих тру-краймов («Охотник за разумом») — здесь оказываются откровенно беззубыми. Пытаясь сблизиться с инфернальным Генри Питером, главный герой не узнаёт о нём почти ничего, кроме любимой музыки и пары биографических деталей. Чтобы сделать реальную историю захватывающей, недостаточно фактуры в виде новостной хроники. В «Незнакомце» банально нет человеческой драмы: всё идёт своим чередом, прямо как в криминальной сводке. Выполнено технично, но поди разбери, где здесь реальные люди, а где персонажи шоу Леонида Каневского.