Любопытная, но утомительная история взросления мальчика из коренного населения Австралии в стенах католического монастыря.
1940 год. В глухой австралийский монастырь забредает девятилетний мальчик-сирота (Асван Рид) из коренного населения. Обителью управляет сестра Эйлин (Кейт Бланшетт). Новенький вливается в компанию мальчишек, которые воспитываются и работают при монастыре. Маленький сирота умеет лечить болезни и общаться с животными, но неизвестно, сохранятся ли таланты, если сестра Эйлин обратит аборигена в католичество.
Премьера картины Уорвика Торнтона состоялась в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля. Это третий полнометражный фильм австралийского постановщика. Подростковая мелодрама «Самсон и Далила» завоевала «Золотую камеру» Канн, а вестерн «Сладостный край» удостоился специального приза жюри в Венеции. Торнтон, как представитель коренного населения Австралии, всегда обращается к проблемной истории страны. В центре повествования сложные отношения аборигенов и белой власти, а важные роли исполняют непрофессиональные актёры. Даже когда постановщик обращается к сериальному формату, тематика не меняется. Так, в шоу «Огненный укус» охотники из коренного населения сражаются с армией вампиров.
«Новенький» — особый случай в фильмографии Торнтона. Картина основана на личной истории автора. До 13 лет постановщик жил в католическом монастыре, но не имел возможности заходить в церковь, поскольку был представителем коренного населения. Торнтон не только срежиссировал «Новенького», но также и написал сценарий и выступил оператором.
Монахиня Эйлин скрывает смерть пожилого настоятеля монастыря, а потому безгрешной послушницу назвать никак нельзя. Видимо, появление нового священника может нарушить гармонию давно выстроенного закрытого мира в глухом месте. Издалека слышны вести о Второй мировой войне, но монастырь боевые действия задевают по касательной. Одного из воспитанников забирают на работу на ферму, поскольку большинство мужчин отправили на фронт, рук не хватает.
Обучать и кормить мальчишек Эйлин помогает другая монахиня (Дебора Мэйлман), которая просит всех сирот просто называть её мамой. Вокруг бескрайние поля и редкие деревья. Пейзаж напоминает фильм Терренса Малика «Дни жатвы» или картину Эндрю Уайета «Мир Кристины». Только вместо дома в отдалении в «Новеньком» церковь и пара построек. Операторская работа с обилием панорамных кадров, на которых человек выглядит песчинкой на фоне природы, — определённый плюс фильма. Торнтон часто монтирует интерьерные сцены с видами колосящихся зерновых. Эпизоды внутри церкви тоже напоминают классические полотна, только уже живопись эпохи Возрождения. Очевидно, австралиец делает ставку на визуальный ряд, чуть забывая о сценарии.
Обманывающая власти Эйлин считает себя мятежницей и страдает, но появление мальчика, способного творить чудеса, становится своего рода прощением. Сестра чувствует, что должна познакомить новенького с католической верой. В монастырь даже прибывает огромная деревянная статуя Иисуса. Мальчик начинает заботиться об изваянии как о живом человеке, пытаясь накормить неподвижную фигуру сэндвичем с вареньем.
Наивный девятилетний сирота ничего не знает о католических церемониях и традициях, зато ощущает связь с Всевышним. Мальчика тянет к статуе Иисуса, хочется как можно больше времени проводить в здании церкви. Поначалу знакомство маленького представителя коренного населения с католичеством вызывает интерес, но Торнтон толком не знает, куда дальше вести историю, лишь снова и снова задаваясь вопросом: можно ли истинно верить и не соблюдать никаких обрядов?
«Новенького» можно воспринимать как размашистую метафору становления современной Австралии. Сестра Эйлин — белые колонизаторы, девятилетний сирота — коренное население страны. Автор в данном случае опускает кровавые расправы над аборигенами, а рассматривает вроде бы благостную историю столкновения двух не имеющих ничего общего культур. Постепенно чужакам и представителям коренного населения удаётся ужиться и построить совместное государство, пусть и с неравными правами, но изначально проживавшие в Австралии люди теряют идентичность. Новенький может принять католичество и влиться в цивилизованное общество, но тогда лишится корней и едва ли сможет снова лечить других и общаться с животными.
Конфликт в неспешной картине Торнтона чётко прорисован уже в середине. Автору не удаётся выстроить завершённую историю с кульминацией в финале. Последние полчаса даются мучительно. Не спасают ни Бланшетт, ни органичность дебютанта Рида, ни австралийские просторы.