Режиссёр «Стражей Галактики» эффектно и весело возвращает к жизни франшизу, которую было похоронили после неудачной первой части.
Знакомая как мир история: с десяток суперзлодеев, мающихся в сверхзащищённой тюрьме, отправляют на секретное задание — им нужно выкрасть некое экспериментальное оружие у диктатора одной из стран третьего мира. Взамен заключённые получат шанс выйти на свободу: если, конечно, переживут толпы врагов и не разозлят начальство, готовое в любую секунду взорвать их мозги с помощью дистанционной бомбы. Среди самоубийц — киллеры Бладспорт (Идрис Эльба) и Миротворцев (Джон Сина) с почти идентичными способностями, управляющая грызунами Крысолов Вторая (Даниэла Мелшиор), огромная акула-людоед (Сильвестр Сталлоне), покрытый цветными пятнами Человек-в-горошек (Дэвид Дастмалчян) и ещё целая свора разномастных негодяев — от ТДК (Нейтан Филлион), чьи руки могут отлетать от тела и жить своей жизнью, до антропоморфной Ласки и старых знакомых: Харли Куинн (Марго Робби), Капитана Бумеранга (Джай Кортни) и военного Рика Флэгга (Юэль Киннаман), приглядывающего за отрядом.
Как вы, наверное, помните, в 2018 году Джеймса Ганна уволили с поста режиссёра «Стражей Галактики: Часть 3» — всё из-за старых оскорбительных твитов, которые внезапно всплыли в мировом инфополе. Студия Disney, конечно, успела с тех пор одуматься (помогли недовольные фанаты и деятели индустрии), но в свой короткий незапланированный отпуск Ганн успел подписаться на новый «Отряд самоубийц» — фильм главных комиксовых конкурентов Marvel, DC. Те как раз начали двигаться в новом направлении: вместо провалившихся попыток строить марвелоподобную киновселенную Warner Bros. решили дать своим героям и авторам разгуляться. Хочешь делать «Джокера» в стиле раннего Скорсезе — делай. Хочешь нового «Бэтмена» без Аффлека — да пожалуйста, какие проблемы. Продолжение провального «Отряда самоубийц», которое на самом деле совсем не продолжение, а фильм совершенно другой тональности и жанра, — а почему бы, собственно, и нет?
Ганн попал в диаметрально противоположный мир: вместо кропотливо сконструированной MCU, где почти каждый творческий шаг контролируется лично Кевином Файги, — первобытный кинематографический хаос, где не надо привязывать сюжет своего фильма к готовящемуся масштабному кроссоверу и в принципе думать о том, как твои идеи впишутся в глобальный нарратив. Режиссёру такой подход явно ближе: даже его «Стражи Галактики» выгодно отличались тем, что находились как бы на периферии марвеловской вселенной и были связаны с прочими «Мстителями» очень условно — причём и сюжетно, и стилистически. Новый «Отряд самоубийц» вовсе свободен от каких-либо связей, даже от связи с прошлой частью. Это не продолжение, а радикальное переосмысление, работа над ошибками и возможность дать второй шанс героям, которых до этого использовали не по назначению. Такая особенность картины Ганна изящно отражена в оригинальном названии — The Suicide Squad (фильм Эйра был просто Suicide Squad, и артикль The в данном случае служит дополнительным акцентом: это не просто «Отряд самоубийц», а «тот самый» «Отряд самоубийц»).
Причём творческая свобода тут явно не мнимая — судя по тому, каким вышел фильм, Ганна не контролировал вообще никто (либо те, кто пытались, в какой-то момент просто сдались). Это, вероятно, самый жестокий и сумасшедший мейнстримный кинокомикс из тех, что принадлежат большим франшизам: здесь летят головы, обильно льётся кровь, лица эффектно разлетаются на мясные ошмётки. С «Отрядом самоубийц» Джеймс возвращается к своим режиссёрским истокам: брутальным сплэттер-комедиям и откровенному «трэшу», над которым он работал в легендарной студии «Трома» под крылом короля эксплуатейшена Ллойда Кауфмана. Многомиллионный блокбастер он снимает с энтузиазмом дерзкого дебютанта, которому впервые дали камеру в руки и сказали делать вообще всё, что взбредёт в его безумную голову, — и это, честно, лучший из возможных подходов к подобному кино. Даже какой-нибудь «Дэдпул», надолго забравший себе звание главного кинокомикса с рейтингом R, на фоне нового «Отряда» чувствуется фильмом довольно безопасным, а его цинизм — напускным. У Ганна жестокой смертью умирают не только злодеи, но и вполне себе центральные герои (то есть своё название их отряд полностью оправдывает) и прочие «хорошие» ребята, которым не повезло попасть под горячую руку зэков-оперативников. А главным антагонистом у него может оказаться, например, огромная фиолетовая морская звезда — что-то вполне в духе «тромовских» зомби-куриц или трэшевой классики вроде инопланетных помидоров-убийц.
Намеренно или нет, Ганн своим фильмом показывает здоровенный средний палец всему, что делает с марвеловской киновселенной Disney. Пока те раз за разом нанимают на работу инди-режиссёров — понятия не имеющих, как работать с экшен-сценами, нужных исключительно для того, чтобы грамотно выстраивать персонажные арки внутри огромных «фаз», — «Отряд самоубийц» демонстрирует, что будет, если в рамках блокбастера дать разгуляться человеку, вышедшему из дешёвого жанрового кино, кому-то, кто понимает ценность эксцентрики и не боится сумасшедших концептов (а ведь такими были и Питер Джексон, и Джеймс Кэмерон, Роберт Родригес и даже Стивен Спилберг). Получится как минимум весело. Хотя и игрушек с разорванным в клочья героем, пожалуй, продать много не удастся.
При этом, даже не выходя за границы мизантропического стиля, Ганн остаётся большим романтиком. За всей кучей выпущенных кишок в «Отряде самоубийц» можно разглядеть ту же драмеди о дисфункциональной семье, которая была в сердце «Стражей галактики». Его герои — что стареющий киллер Бладспорт, что кровожадный ура-патриот с ироничным именем Миротворец, что тихоня Человек-в-горошек, представляющий вместо врагов собственную мать, — неустроенные и нескладные, ищущие поддержку среди таких же отбросов общества, как и они сами. Они много шутят (почти всегда удачно) и подкалывают друг друга, иногда даже стреляют в товарищей почём зря, но никого этим обманешь: по сути, «Отряд самоубийц» Ганна, как и его «Стражи», — это групповой сеанс терапии, история общества неанонимных убийц-психопатов, пытающихся примириться с самими собой. Весьма, конечно, радикальными методами, но что ещё ожидать от фильма, чьим моральным центром становится португальский бомж-наркоман с лицом Тайки Вайтити.