Фолк-хоррор из джунглей об одержимости и любви к скрытым камерам.
Ним (Савани Утумма) — потомственная шаманка. Не из тех, что рисует воспаленное массовой культурой воображение, а самая обычная женщина, швея. Просто в ней живёт древний дух, соответственно, иногда Ним можно о чем-нибудь попросить — удаче в любви, выздоровлении, прибыли в бизнесе. Группа документалистов, приехавших, чтобы снять фильм о шаманизме, могла бы остаться ни с чем, но после смерти брата Ним замечает, что племянница очень странно себя ведёт. Впоследствии поведение девушки ставит под угрозу жизни всех участников съёмок.
Тайское кино — редкий гость на орбите внимания не только отечественных зрителей. Хотя европейские и американские любители арт-мейнстрима наверняка смогут вспомнить обласканного фестивальными наградами Апитчатпона Вирасетакула, но на нём, скорее всего, осведомленность о локальной кинематографии и завершится. Между тем в Таиланде развитая индустрия с богатой историей — здесь был и «золотой век», и своеобразная «новая волна», в наше же время очень развито жанровое кино. В частности, «тайский хоррор» — это знак определённого качества для Юго-Восточной Азии. И одним из самых ярких представителей этого направления является Банйонг Писантханакун.
Прославившись ещё в нулевые фильмами ужасов, в десятые режиссёр отклонился от первоначального курса и снял несколько успешных на местном рынке комедий. Однако в новом десятилетии Банйонг вернулся на проторенную тропу, выпустив «Медиума». И хотя в российском прокате он обзавёлся заголовком «Паранормальные явления», к знаменитой франшизе Блума-Пели лента не имеет никакого отношения. Зато имеет к предыдущему фильму одного из создателей — к «Воплю» корейца На Хон-джина.
В далеком 2016 году постановщик наделал немало шума как среди критиков на Лазурном берегу, так и среди зрителей во всём остальном мире. Казалось, что всем вот-вот придётся учить ещё одно корейское имя, но Хон-джин замолк, и даже сегодня, в 2022 году, о его новых режиссёрских проектах ничего не слышно. Как выяснилось, его так и не отпустил «Вопль», а точнее, один из его второстепенных персонажей, шаман Иль-гван. По признанию Хон-джина, изначально он хотел сделать сиквел, проработать историю одного из немногих выживших, но постепенно замысел ускользал всё дальше и дальше, пока не завёл и автора, и героя в Таиланд, в самый глухой регион — Исан. Так было принято решение доверить режиссерское кресло другому человеку, оставив за собой лишь соавторство сценария и продюсирование, а Иль-гвана задвинуть обратно на второй-третий план. Примечательно, что занявший должность постановщика Писантканахун четыре из теперь уже восьми полнометражных фильмов снял в соавторстве с другими режиссерами, далеко не всегда одними и теми же. Вероятно, в случае с «Медиумом» происходило что-то подобное, однако на финальных титрах имя одно.
В целом картина вписывается в ту же рамку, что и ее корейский предшественник: вот злой дух захватывает несчастную, вот семья прибегает к помощи шаманов, вот они неправильно оценивают ситуацию, дальнейшие события развиваются с томительной неизбежностью. Примечательно другое: при упрощенном следовании уже известному сюжетному шаблону «Медиум» гораздо разнообразнее стилистически — на экране и псевдотелевизионные вставки от бегающей за героями команды документалистов, и ночные съемки скрытой камерой, и «найденная плёнка». К сожалению, в большинстве случаев это вредит и не позволяет сосредоточиться на, как ни парадоксально, довольно стройной линии повествования, но всё же нельзя не отметить изобретательность авторов.
И Хон-джин, и Писантханакун в интервью говорили, что пытались столкнуть две концепции. С одной стороны, шаманскую неопределённость: передать образы людей, что и сами не знают, с богом они или с дьяволом, но тем не менее продолжают заниматься вещами, выходящими за рамки повседневного опыта местных жителей. А с другой стороны, избранничество — случайное, ни от чего не зависящее, дух выбирает тебя — и всё. Одной из этих идей было бы достаточно для фильма, но режиссеры решили вложиться в обе и посмотреть, что выйдет. Столкновения не случилось, зато вышла во всех смыслах богатая картина — яркие образы, формальные приёмы, фактурная натура тайского захолустья, сюжет, имеющий больше двух трактовок, что для хоррора не то чтобы редкость, но и явно не обыденность.
Некоторая вторичность «Медиума» — не баг, а фича, редкий случай, если можно так назвать, полусиквела. У тайского тела обнаруживается корейский скелет. В мире, где все мало-мальски заслуживающие внимания оригинальные замыслы немедленно оборачиваются ремейками и адаптациями, а если повезёт, то и обзаводятся продолжениями, «Медиум» занимает промежуточную позицию. Не копия, но и не оригинал, фильм и сам, как шаман, мерцает между богом искусства и дьяволом повтора, между бессовестной эксплуатацией тропов и выставкой достижений жанра за последние лет двадцать. Так и зритель замирает перед экраном между ночным кошмаром и новостным репортажем — все как-то жили не тужили, а потом то ли заснули, то ли сошли с ума, да так и не очнулись. Медиум начинает работать по обе стороны экрана.