Криминальная драма Netflix с Эмили Блант и Крисом Эвансом в главных ролях.
Лиза (Эмили Блант) живет в гараже сестры с дочерью-подростком (Хлоя Коулмэн) и едва сводит концы с концами. На работе в стриптиз-клубе танцовщица знакомится с Питом (Крис Эванс) — торговым представителем фармацевтической компании, которая разрабатывает быстродействующее обезболивающее и безуспешно пытается занять ведущее место на рынке. Во время разговора с Лизой мужчина понимает, что собеседница способна уболтать кого угодно, и предлагает ей работу. Вскоре стриптизерша меняет род деятельности и помогает противостоять конкурентам. Шикарная квартира, престижная школа для дочери и возможность наконец гордиться собой — жизнь Лизы стремительно налаживается. Но в обществе уже ползут разговоры о фентаниловой зависимости, а начальство просит героиню уговорить врачей выписывать рецепты не только больным онкологией. Зов совести вынуждает женщину сделать непростой выбор.
Netflix продолжает рассказывать хронику опиоидной эпидемии в США. Только что новый проект Майка Флэнегана «Падение дома Ашеров» представил семейную сагу о душах, погубленных обезболивающими. Летом на стриминге вышел сериал «Побочный эффект: Смерть» — история семьи Саклеров, которые построили империю на человеческой боли. Проект не был новаторским: за два года до того Hulu представил «Ломку» — драму о фармацевтических компаниях, зарабатывающих миллиарды за счет вызывающих зависимость препаратов. Волнующая американцев тема снова и снова прорывается на экраны как напоминание о темной главе, предостережение на будущее и рефлексия о пережитом опыте.
Премьера «Продавцов боли» состоялась еще на кинофестивале в Торонто, где фильм был разгромлен критиками. Из-за низкого рейтинга уровень ожиданий касательно картины автоматически упал. В каком-то смысле показатели на rotten tomatoes даже пошли проекту на пользу — не возлагая никаких надежд на фильм, зритель может получить толику удовольствия.
Черная комедия основана на статье Эвана Хьюза для The New York Times об Insys. Компанией руководил миллиардер Джон Капур, который продвигал на рынке сильное обезболивающее средство Subsys. В фильме Йейтса опиоидный препарат называется Лонафин, а компания — Zanna. Как и герои «Продавцов боли», Капур и его сотрудники заставляли врачей прописывать лекарства, вызывающие зависимость, не только онкобольным. Сценаристы лишь вдохновились статьей Хьюза и реальными событиями: все имена изменены, а действие из Аризоны перенесено во Флориду.
Героиня Эмили Блант — также плод фантазии драматургов, позволяющий взглянуть на эпидемию немного с другого ракурса — глазами раскаявшегося человека, виновного в произошедшем. Такой же прием использовался в сериале «Побочный эффект: Смерть»: одним из главных героев выступала менеджерка по продажам, которая долгое время не задумывалась о последствиях своих действий. Но, в отличие от двух упомянутых сериалов, работа Дэвида Йейтса не показывает разные точки зрения. «Продавцы боли» — история опиоидного кризиса без демонстрации кошмаров зависимостей. Фильм сосредотачивается исключительно на внутренней кухне компании и, конечно, головокружительном успехе. К слову, картину несколько раз сравнивали с «Волком с Уолл-стрит»: авторам скорее интересно восхождение продавцов, чем человеческие страдания. Если принять во внимание контекст, то подобное упущение кажется ошибочным. Мельком упомянутые передозировки нескольких пациентов не могут передать масштаб трагедии, которая, казалось бы, должна быть в центре повествования.
Если рассматривать «Продавцов боли» как рассказ о матери-одиночке, способной вырваться из нищеты благодаря упорству, то фильм действительно стоит просмотра. Героиня Эмили Блант покоряет коллег и зрителей, а после вызывает сочувствие в зале суда. Лиза — собирательный образ молодых женщин, которые жаждали успеха и были своеобразной приманкой для врачей. Напомним, что менеджерки надевали лучший наряд и пытались обольстить докторов, чтобы те выписывали как можно больше рецептов. Героиня Блант символизирует тех, кто соблазнился крупным чеком и порой закрывал глаза на грехи компании. Немаловажно, что Йейтс не делает из Лизы чистую злодейку: перед нами запутавшаяся женщина, которой катастрофически нужны деньги.
«Продавцов боли» сложно назвать чистым провалом. Да, режиссер не столько рефлексирует эпидемию, сколько демонстрирует гламурную жизнь и корыстные убеждения продавцов. В поисках настоящей тьмы и за историями «маленьких» людей лучше обратиться к иным источникам. Дэвид Йейтс в перерывах между съемками «Фантастических тварей» снял очередной динамичный фильм, который безуспешно пытается осветить одну из главных тем современной Америки. Но волшебство вне Хогвартса не работает: история Лизы вовсе не утомительна, но ее попросту недостаточно, чтобы внести весомый вклад в разговор об опиоидной эпидемии и ужасах капитализма.