Затянутая сказка о том, что добро лишь немного отличается от зла.
Лучшие подруги детства попадают в волшебную школу, где дети становятся героями сказок. Проблема в том, что Софи, мечтающую стать принцессой, отправляют в школу зла, а готическая Агата оказывается в окружении красавиц в бальных платьях. Девочки считают, что в зачислении произошла ошибка, однако директор настаивает на правильности решения.
«Школа добра и зла» — цикл книг Сомана Чайнани, который не только получил признание мировых критиков, но и был неоднократно отмечен в списках лучшего фэнтези. Мир серии построен на сломе традиционных жанровых тропов: вместо приевшейся диснеевской атмосферы здесь мрачность, характерная для сказок Ханса Кристиана Андерсена. Осовременивание классических образов позволило автору показать контраст между жизненными принципами королевских особ, живущих в солнечном дворце, и тёмных волшебников, обитающих в туманном замке.
Для Netflix экранизация данного цикла – не только возможность включиться в борьбу за внимание подростков, но и попытка создания собственной масштабной франшизы. Серия из шести книг могла дать создателям огромный простор для реализации собственных фантазий, а также надёжную опору для ряда продолжений, однако проблемы начались ещё с первых анонсов. Информация о продаже прав Universal Pictures на производство лент по циклу появилась в далёком 2013 году, но о старте съёмок было объявлено лишь в 2020-м, когда проектом полноценно занялся онлайн-сервис. Задержка заметно отразилась на актуальности ленты, ведь в начале 2010-х студии расхватывали подростковые бестселлеры, а сейчас пик популярности на подобные картины спал.
Трудности заключаются и в неординарном подходе к выбору режиссёра, ведь Пол Фиг (известный по женской версии «Охотников за привидениями») раньше не работал в жанре подросткового фэнтези. Автору предстояло адаптировать книжный мир, достойно представив первоисточник на экране: если с передачей атмосферы волшебства создатели справились, чему помогло множество звёздных камео (Кейт Бланшетт, Шарлиз Терон, Лоренс Фишбёрн, Мишель Йео), то большой хронометраж ленты вызывает ряд вопросов к сценарию.
Изначально стоит отметить, что оригинальная серия имеет немало общего с «Гарри Поттером»: характерными элементами «Школы добра и зла» являются секретность магического мира для обывателей, загадочные учителя и могущественный директор, а также условное разделение на антагонистов и протагонистов в рамках учебного процесса. Наличие более популярного цикла со схожим мотивом уже говорит о трудностях запуска франшизы, а также о возможной невостребованности проекта Netflix в современных реалиях.
«Школа добра и зла» напоминает и «Шрэка», в котором также достаточно времени уделялось противопоставлению натуры зла и добра, а основными участниками сюжета являлись сказочные персонажи. Однако, в отличие от мультфильма, лента тратит слишком много времени на раскрытие базовых концепций противостояния сторон, отчего создатели не успевают познакомить зрителей с персонажами. Вместо подробностей дружбы Софи и Агаты, а также демонстрации работы механизмов волшебства авторы уделяют внимание стычкам между наставниками и любовным треугольникам.
Единственной цепляющей сюжетной линией становится трансформация Софи с последующим переходом на тёмную сторону. Пускай данный ход является жанровым клише («Оз: Великий и ужасный»), в рамках истории о контрастах он смотрится вполне органично, создавая надёжную опору для финального поединка между учениками.
«Школа добра и зла» вряд ли оттолкнёт поклонников книги, однако трудно отрицать, что потенциал экранизации не был реализован до конца: в фильме не хватает деталей, которые могли бы стать связующим звеном между книжным и экранным миром, отчего не возникает синергии.