Тбилиси, снег, собаки и мужская депрессия.
В Тбилиси валит снег. Леван (Леван Гоголадзе) живет в обветшалой квартире в старом городе. Неизменные компаньонки мужчины — две собаки с запоминающимися прозвищами: Большая Джесси и Маленькая Джесси. Леван общается по скайпу с приятелем со школы Гиви (Бакур Бакурадзе), который давно перебрался в Москву и стал режиссером. Герои не виделись много лет, но случайно нашли друг друга в социальных сетях. Гиви предлагает Левану начать вести записи о своих буднях в гугл-документе: за каждую страницу москвич будет платить товарищу по пять лари, то есть примерно 170 рублей.
«Снег в моем дворе» создает ощущение подглядывания за чужой жизнью. Нисколько не удивляешься, когда узнаешь подробности создания проекта: сюжет, конечно же, основан на личной истории, режиссер Бакур Бакурадзе действительно связался со школьным приятелем в соцсетях, Леван Гоголадзе — тот самый давний товарищ, который вместе с другом работал над сценарием и сыграл главную роль. На экране жизнь бьет ключом (даже если ничего не происходит!), границы реальности и кино размываются окончательно, волшебство повседневности околдовывает и гипнотизирует. Лента закономерно удостоилась звания лучшего российского фильма 2024 года согласно опросу кинокритиков в издании «Искусство кино».
Фильм Бакурадзе — это словно бы ожившие дневниковые записи. Сюжет соткан из фрагментов рутины, в основном Левана. Москва мелькает реже Тбилиси: режиссер сосредоточен на том, чтобы передать непосредственно дух Грузии и быт грузин. Двор с очаровательными террасами, где обитает герой, предстает островком постоянства и стабильности. В этом месте время точно остановилось: соседи хорошо знают друг друга, а продавщица готова одолжить вино и закрыть глаза на воровство. Бакур Бакурадзе, будучи родом из Тбилиси, словно поддается ностальгии и с особой нежностью сочиняет любовное послание родине.
Несмотря на частые видеозвонки, экранное время приятелей не сводится лишь к их беседам: чаще всего зрители наблюдают за Леваном и Гиви по отдельности. Житель Тбилиси находится в разводе и иногда навещает троих детей, но в основном коротает будни в компании молодого вора (Гиорги Бакурадзе). Постановщик показывает минуты типичного дня Левана: мужчина прогуливается по улочкам, вместе с собаками поднимается на фуникулере на гору и наслаждается живописными видами, пьет лекарства от панических атак, курит сигареты, которые ранее украл в местном продуктовом, пересказывает хронику ничегонеделания в гугл-документе — ради лишних лари и возможности излить душу.
«Снег в моем дворе» можно рассмотреть и как нетривиальное высказывание о кинематографе и индустрии. Гиви — режиссер и по совместительству альтер эго Бакурадзе. Мы мало что знаем о персонаже: у него сложные романтические отношения с парикмахершей и явный творческий кризис. Москвич хочет снять фильм о тбилисском друге, постановщик убежден, что из записей товарища может получиться нечто особенное. Продюсер (Гарик Мартиросян) советует взяться за блокбастер — мол, снимать артхаус в 50 уже поздно. Но, разумеется, прав Гиви: его камера ловит обрывки обыкновенной/необыкновенной жизни, заставляя нас замедлиться и оглянуться по сторонам.
Леван и Гиви, утопающие в одиночестве мужчины среднего возраста, нуждаются в общении друг с другом. Бакурадзе тонко и без лишних сантиментов иллюстрирует на экране теплую дружбу двух разных, но во многом похожих героев. Приятели оглядываются в прошлое, вспоминая общую молодость. В настоящем маленькие радости приходится старательно искать, а быть счастливым оказывается далеко не так просто. «Снег в моем дворе» — медленное и печальное кино о прозе жизни и (не)идеальных днях. Фильм выходит в ограниченный прокат и, кажется, как нельзя лучше подходит для просмотра в холодный сезон.