Фильм с завышенными ожиданиями от зрителя.
В голливудской среде имя М. Найта Шьямалана до сих пор ассоциируется с триллерами-головоломками, вызывающими самый разный спектр эмоций: от лютой ненависти до поголовного восхищения. Но самая частая реакция на работы Шьямалана — это все-таки непонимание, легкий когнитивный диссонанс, молчаливый вопрос, оставшийся без ответа. И если такие краудплизеры, как «Сплит» и «Шестое чувство», давали достаточно четкое осознание режиссерского месседжа, то «Явление» или, скажем, «Таинственный лес» были открыты к самым разнообразным интерпретациям. Проблема в том, что современная аудитория достаточно ленива, особенно когда дело доходит до нишевых жанров кинематографа вроде психологического/мистического триллера. В общественном сознании триллер в большей степени связан с настроением и атмосферой, в меньшей — с каким-то глубоким смысловым контекстом. Попытки Шьямалана сделать жанр более интеллектуальным обычно приводят к провалу, и «Стук в дверь» в этом плане, увы, не исключение.
Эрик (Джонатан Грофф), Эндрю (Бен Элдридж) и маленькая Вэнь (Кристен Цуй) снимают дом в лесу на выходные. Все идет прекрасного ровно до того момента, как на пороге их жилища оказывается группа незнакомцев — преподаватель средней школы Леонард (Дэйв Батиста), бармен Рэдмонд (Руперт Гринт), медсестра Сабрина (Никки Амука-Бёрд) и молодая мать Адриан (Эбби Куин). Все четверо убеждены, что планета находится на грани жуткого природного катаклизма и только Эрик, Эндрю и Вэнь могут спасти всех от неминуемой погибели. Для этого один из них должен осознанно пожертвовать собой, ведь только так можно искупить грехи всего человечества.
Вопреки модным нынче слоубёрнерам, сконцентрированным на постепенном увеличении напряжения в кадре, «Стук в хижине» сразу бросается в гущу событий. Хрупкая семейная идиллия разрушается внезапным вторжением, густой лес накрывает тень грядущего апокалипсиса, незваные гости изображают пророков, а самые близкие люди начинают сомневаться в себе и друг в друге. Большая часть действия разворачивается в замкнутом пространстве — маленькой хижине, где трое должны решить судьбу всего человечества. Эрик и Эндрю, взращенные на идеях западного индивидуализма, упорно открещиваются от такой наглой и откровенно негуманной попытки навязывания коллективной ответственности. Однако злодеи не так просты — они прячут агрессию под маской божественного просвещения, подтверждая безумные идеи думскроллингом. Деонтология сталкивается с консеквенциализмом, реальность героев подвергается сомнению, вера в прежние устои начинает трещать по швам.
По большому счету Шьямалан экранизировал удручающую картину мира последних дней, когда абьюз становится новой религией, а любовь и спасение подменяются насилием и убийством. Общественное сознание определяет тот, кто обладает властью. Во вселенной фильма «Стук в хижине» властью обладают четверо психопатов, чья реальность строится на идее о том, что только страдание может привести к счастью и долгожданному освобождению. Героям не остается ничего, кроме как поверить в чужую правду и отказаться от самих себя, став таким образом частью коллективной травмы.
В контексте фестивального кино подобная смысловая нагрузка могла бы стать более чем удовлетворяющей, но от попкорнового триллера с настолько условным языком повествования ждешь как минимум хеппи-энда. Шьямалан же в очередной раз играет с восприятием зрителя, врубает плот-твист — на этот раз на уровне жанра, — подсовывая социальный контекст там, где его вообще не ждешь. И делает это слишком неявно, слишком завуалированно, оставляя давящую двусмысленную пустоту в качестве дополнительного источника физического дискомфорта. С большой вероятностью режиссер слишком завысил планку своей целевой аудитории, не допуская, что массовый зритель ходит в кино, прежде всего чтобы получить удовольствие, но никак не ради пары новых экзистенциальных кризисов.
Пример из текста: "Деонтология сталкивается с консеквенциализмом". Што?
И тут же, кстати, сами же пишите, критикуя режиссера, что "....массовый зритель ходит в кино, прежде всего чтобы получить удовольствие...."
Вот и массовый читатель ходит на сайты про кино, чтобы получить удовольствие от ...легкого чтения, а не продираться через термины.
Такой у вас двуликий Янус в рецензии: то одним глазом подмигивает, то вторым..