Режиссеры показывают, что бывает с теми, кто вырос на «Секретных материалах».
Режиссеры показывают, что бывает с теми, кто вырос на «Секретных материалах».
Если в 2022 году кому и повезло, то это фанатам хорроров: кровь жанра бьет ключом, вымывая все на пути. Джордан Пил переживает вторжение НЛО в «Нет», Роберт Эггерс купает «Варяга» в грязи исторических баллад, Тай Уэст (наконец!) выходит из подполья в лучи света студии A24, а гаражные умельцы Джастин Бенсон и Аарон Мурхед становятся заслуженными мастерами, если и вовсе не классиками сай-файкора (в ненаучном термине научная фантастика слилась в поцелуе с мамблкором — жанром неразборчивой болтовни). Их имена, равно как и лица, могут быть вам незнакомы или известны по «Лунному рыцарю», «Локи» или «Архиву 81», но названия из каталогов стримингов не так много говорят об авторах, которые заслуживают самых обстоятельных бесед.
Бенсон и Мурхед 10 лет упоительно копаются в песочнице, где совершенно нет бюджетов и студийных обязательств, но гуляет ветер свободы. Режиссеры пишут, снимают и сами снимаются в DIY картинах о природе непознанного, не монструозных, но очень человечных: «Весна» языком Лавкрафта говорит о любви, а «Паранормальное» неспешно стоит на месте в поисках диалога. «Сверхъестественное. Знаки» — идеальная точка входа и повод для знакомства с дуэтом: камерная лента одновременно демонстрирует и внушительное мастерство, и тягу к компактным вселенным в чулане. Иначе говоря, Бенсон и Мурхед верны отработанным методам, но поражают уровнем профессионализма в кустарном формате.
Завязка «Сверхъестественного. Знаки» может звучать отчасти автобиографично: случайные соседи Джон и Ливай (сыграли их сами Мурхед и Бенсон) разговорились во дворе за сигареткой, пожали друг другу руки и решили быть на связи, вдруг что понадобится? Повод подвернулся почти сразу: в дешевой съемной халупе можно было обнаружить насекомых или барахло предыдущих жильцов, но вместо этого нашлась летающая хрустальная пепельница, похожая на кристалл из иных миров. Приятели решают стать коллегами и заработать на паранормальном, сняв документальный фильм о загадочном явлении в комнате.
Парящая над кофейным столиком посуда может ожить и в бравурном боевике B-класса, и в метафизическом сай-фае с оттенками «Соляриса», и в кровавом слэшере из 80-х (если будет лететь в голову убийце): Бенсон и Мурхед занимаются чем-то вроде нормализации потусторонних сил. Пепельница в воздухе выглядит пусть и пугающе, но все же не опасно, а с течением времени даже обыденно (хотя это впечатление и обманчиво). Куда важнее, какой след артефакт оставит: авторов занимает выстраивание отношения к паранормальному. Надежды на коммерциализацию находки постепенно уступают место попыткам постичь опознанный, но не расшифрованный летающий объект. Разговоры неизбежно ведут в болото конспирологии, а она открывает дверь к детективу, где есть зацепки, поразительные совпадения и роковое число 1908.
«Сверхъестественное. Знаки» незаметно совершает мета-твист и превращается в ту самую документалку, которую задумали снять охотники за хрустальным «привидением»: в кадре появляются говорящие головы знатоков, а сами герои расследования временами дают комментарии о произошедших событиях. Идейно Бенсон и Мурхед настроились на одну частоту с Джорданом Пилом, который тоже пустился в «Нет» в рассуждения о попытках зафиксировать паранормальную активность и монетизировать открытие. Но сай-фай-мастеров куда больше интересует личное, а не медийное: есть ли жизнь после контакта?
Одержимость пепельницей и съемками в душной квартирке продиктована иступленной необходимостью в чудесах. Как и завещал Фокс Малдер, Ливай и Джон безумно хотят верить в то, что кроме лесных пожаров, калифорнийских землетрясений, низко летающих самолетов и счетов за аренду в дешевой комнатушке в Лос-Анджелесе может измениться гравитационное поле и открыться портал в другие измерения. Необыкновенное совсем рядом, желтые заголовки не врут, пришельцы живут среди нас и могут заставить пепельницу летать и переливаться всеми цвета спектра. Кадр за кадром «Сверхъестественное. Знаки» объясняет, почему двум конкретным неудачникам и всем лузерам на свете (даже тем, кто не признается) так хочется ощутить присутствие и доказать, что есть что-то кроме, даже если придется аномалию выдумать и пуститься в мистификации. Чем Аарон Мурхед и Джастин Бенсон с большой нежностью занимаются уже много лет. Люди, выросшие на романах Стивена Кинга и «Секретных материалах», ищут свою маленькую истину на чердаке, которая для каждого своя.
«Сверхъестественное. Знаки» — признание в любви всем тронутым фанатам паранормальных явлений и прежде всего друг другу. Пусть кинематографисты и заметно прокачали режиссерские навыки и актерскую мышцу (Бэнсон и вовсе похож то ли на Энтони Киддиса, то ли на Джейка Джиленхолла), но остались теми самыми энтузиастами с камерой в руках даже после сладких объятий Marvel. Аароном и Джастином руководит гуманизм и желание снимать кино с близкими друзьями — вдвоем истину искать веселее. А может, «Сверхъестественное. Знаки» просто лишнее напоминание о том, что курение вредит здоровью. Бросайте курить!
Фильм «Сверхъестественное. Знаки» был показан на ММКФ в секции «Дикие ночи» и выйдет в прокат в ноябре.