Каннская весточка о гениях с Эллой Румпф («Сырое») в главной роли.
Каннская весточка о гениях с Эллой Румпф («Сырое») в главной роли.
Маргарита (Элла Румпф) — аспирантка в Высшей нормальной школе, одном из престижных учебных заведений Франции. Вся жизнь молодой особы крутится вокруг цифр: на данный момент девушка работает над проблемой Гольдбаха, одной из нерешенных математических задач. Мечты начинающей ученой разбиваются вдребезги, когда во время выступления перед влиятельными специалистами ее застает врасплох вопрос другого студента, Лукаса (Жюльен Фрисон). Молодой человек указывает на ошибку в доказательстве, что перечеркивает всю проделанную работу. Не выдержав неудачу, за которой последовал отказ куратора (Жан-Пьер Дарруссен) продолжать совместную работу, Маргарита бросает учебу и начинает исследовать мир за пределами учебника математики. Но цифры не выходят из головы героини, а нерешенная теорема так и не дает ей покоя.
Разобраться в сложносочиненных уравнениях и теоремах дано не каждому. Но, несмотря на труднодоступную тему, математика снова и снова становится объектом пристального внимания кинематографистов. От «Умницы Уилла Хантинга» до «Игр разума» — зрители успели погрузиться в вихрь научных сюжетов, словить головокружение от хоровода цифр, усвоить окончательно, что дар и проклятие идут рука об руку. История Маргариты не является байопиком, перед нами рассказ о женщине в академической среде, в которой главенствуют мужчины и холодный рассудок. «Теория простых чисел» была представлена на 76-м Каннском кинофестивале. Фильм весьма заслуженно стал лауреатом премии «Сезар» в категории «самая многообещающая актриса». Элла Румпф — сердце и нерв картины. Лента порой прибегает к шаблонным приемам, но сцена за сценой выигрывает за счет исполнительницы главной роли. Артистка легко маневрирует между одержимостью и отчаянием, изображая Маргариту одновременно некой инопланетянкой и совершенно обычной девушкой.
В начале фильма у героини берут интервью. Журналистка спрашивает, что именно Маргарите нравится в математике, а та, на секунду задумавшись, признается, что не может без нее жить. Совсем скоро девушка откажется от смысла существования и откроет сердце иным радостям и горестям: дружбе, вечеринкам, поиску работы и жилья, азартным играм и, разумеется, любви. Вопреки синопсису, гипотеза Гольдбаха — не столько центр сюжета, сколько фон. Да, Маргарита снова и снова будет возвращаться к нерешенной задаче и порой напоминать безумца, маниакально следующего за целью: в съемной квартире не останется ни одного места, не запечатлевшего следы уравнений. Но ко второй половине фильма режиссерка Анна Новион отдает предпочтение романтике: с момента знакомства Маргариты с ее напарником и по совместительству соперником Лукасом зритель понимает, чем все может обернуться. Остается всего лишь дождаться — совместных открытий и нежных чувств.
Маргарита представляет собой портрет человека, сбившегося с пути, вышедшего из зоны комфорта и собирающего себя по кусочкам после оглушительного провала. Большая часть ленты — попытка героини построить другую жизнь, отличную от университетских будней: работа консультантом в магазине, секс на одну ночь, общение с уверенной в себе соседкой-танцовщицей. Разумеется, девушка не способна навсегда отвернуться от мира математических схем. Каждый раз, когда к Маргарите приходит озарение, зритель наблюдает, как француженка впадает в катарсический экстаз и строчит непонятные цифры на стене. Кажется, без подобных штрихов нельзя снять фильм о математиках.
Детище Анны Новион не лишено предсказуемости. Вы можете ничего не смыслить в алгебраических теориях на университетской доске, но без труда предугадать следующий акт. При этом картина полна обаяния, в первую очередь, конечно, благодаря Элле Румпф. Главное, не ожидать от фильма чрезмерной серьезности и глубины, а быть готовым к воодушевляющей истории без избытка драматизма. «Теория простых чисел» состоит из простых ходов. Это картина о выдающейся студентке, которая потерпела крах, разочаровалась в идеалах, выгорела, отдохнула и пошла дальше покорять мир. И вовсе не нужно быть гением, чтобы понять чувства Маргариты.