Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Тропа смерти» — DIY хоррор в духе прозы Стивена Кинга

Дебютное упражнение в жанре: временами бестолковое, но обезоруживающе искреннее.

Добавить в закладки
Создатели и актеры О фильме Рецензия Похожие Кадры Трейлеры Постеры Смотреть онлайн
Настасья Горбачевская
Настасья Горбачевская Автор film.ru с 2019 г. 466 публикаций

Прокат 2022-2023 года в России почти что Лукоморье: среди сеансов можно отыскать завуалированные названия блокбастеров, которые под своими именами до нас не доедут, в главных залах мультиплексов из-за спины «Чебурашки» выглядывают фестивальные фильмы, а ближе к ночи на неведомых дорожках бродят еще более невиданные звери. «Тропа смерти» относится к последним: дебютный полнометражный фильм, сколоченный без бюджета на голом энтузиазме, скорее всего, могли увидеть только родственники и бывшие режиссеров Кевина Игнатиуса и Ника Псинакиса, но лента оказалась в наших кинотеатрах. Прецедент не только уникальный, но и, прямо скажем, воодушевляющий. Если не ждать откровений и не строить предположений, «Тропа» может оказаться вполне любопытным спутником на вечер.

Брэйди О’Доннелл на кадре из фильма «Тропа смерти»

Брэйди О’Доннелл на кадре из фильма «Тропа смерти»

Двое братьев (действительно братья Брэйди и Картер О’Доннелл) сбегают от отца-алкоголика, для которого язык семейной любви — насилие. Велосипеды, сбережения и провизия наготове, путешествие началось, пункт назначения: мама. Где найти ее, непонятно, но интуиция, косвенные улики и большие надежды заводят мальчишек в лес, в котором каждый куст — не то, чем кажется, камни кровоточат и рисуют узоры, а дикие (и невидимые?) насекомые больно жалят.

Кадр из фильма «Тропа смерти»

Кадр из фильма «Тропа смерти»

«Тропа смерти» распадается на главы, чтобы превратиться в ученический дневник побега: так мы придумали «капкан» для отца, а так воровали фонарики из строительной лавки. Но, несмотря на подробное дробление, фильм скорее можно поделить поровну — повествование в какой-то момент превращается в минотавра. Начало и первая половина — земля бесконечного страха взросления Стивена Кинга: только ленивый в прогулке вдоль рельсов железной дороги не узнает «Останься со мной» (и «Очень странные дела» прицепным вагоном). Реверанс неслучайный, конечно, но нега пугающей юности у Псинакиса и Игнатиуса лишена ностальгии, а обходится кое-где трогательным, а кое-где несуразным любованием ребячеством братьев. О’Доннеллы — актеры только в глазах режиссеров: мальчишек едва ли можно назвать потерянными талантами, но там, где реплики фальшивят, дисбаланс скрадывает родственная динамика. Все-таки общая кровь отчетливо видна на экране, а сквозь придуманные опасности порой проступает неподдельная витальность. 

Картер О’Доннелл в роли Генри на кадре из фильма «Тропа смерти»

Картер О’Доннелл в роли Генри на кадре из фильма «Тропа смерти»

Вторая половина ленты поначалу выглядит инородным телом, неожиданным уходом с маршрута: баллада о взрослении превращается в клаустрофобный триллер о секте с типичными приметами жанра вроде деревянных куколок, селф-харма и зловещего сарая со множеством орудий. Насмотренность и чутье киноделов-дебютантов позволяют пусть и не бескомпромиссно, но все же уцепиться за архитектуру коммуны «Плетеного человека» и «Солнцестояния» и по следам старших братьев в жанре представить свой лоукостер-вариант вторжения в закрытое общество. 

Прежде всего, «Тропа смерти» интересна антропологически и, вероятно, будет еще более интересна ретроспективно. Псинакис и Игнатиус показали себя мастерами (пусть и начинающими) в благородном жанре «каши из топора»: фильм сложно назвать даже малобюджетным, добрых слов в производстве задействовано больше, чем финансов. Но дебютанты (у которых на счету есть все-таки пара короткометражек) не отчаиваются и выжимают максимум из скромных возможностей, используя дешевые фокусы монтажа, ракурсы камеры и отыгрыши персонажей. Можно оглянуться на Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда, которые сегодня снимают для Marvel (хотя студийное мерило успеха очень относительно, «Сверхъестественное. Знаки» куда больше говорят о режиссерской сознательности). Бенефициары Rustic Films начинали с продакшена на заднем дворе, и дебютная «Ломка» по-особенному смотрится в контексте всей (теперь уже обширной) фильмографии. Вполне возможно, что однажды и «Тропа смерти» заиграет другими цветами и коннотациями, есть основания полагать, что Псинакиса и Игнатиуса ждет кинематографическое будущее: большое, маленькое, среднее — не так важно. В скромном, нестройном и порой слишком наивном сценарии энтузиастам удалось нащупать и чувство жанра, и харизму страха, и кольнуть там, где колется. С нежностью и азартом Псинакис и Игнатиус вывели своих мальчишек из леса, чтобы, задумчиво глядя вдаль, подытожить: «Все только начинается». Будем надеяться, что так и есть. 

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?