Портрет поколения, снятый режиссерами, которые не признают жанровые рамки.
Мика Банч, Натали Гарсия, Николь Дьюкс, Тони Абурто и Макай Гарза — пятеро выпускников школы, которые внезапно осознают, что у них есть последнее «детское» лето, чтобы совершить что-то безумное. Друзья берут рюкзаки, садятся в минивэн и отправляются в путешествие длиной почти в тысячу километров, чтобы увидеть Тихоокеанское побережье и добраться до заветной «вечеринки на краю света», где, по их мнению, можно найти единомышленников и просто хорошо провести время. Героям предстоит встретить много новых знакомых, потерять транспорт, стереть в кровь ноги, позавтракать под мелодии Говарда Шора, прокатиться на лодке, провести несколько бессонных ночей и понять, что мир намного больше их крошечного городка в штате Орегон.
Авторы картины «Вечеринка на краю света» (в оригинале — Gasoline Rainbow, «Бензиновая радуга») — братья Билл и Тернер Росс («Я вам не негр»), которые уже больше пятнадцати лет выступают против жанровых условностей. Начав работу в качестве режиссеров документального кино, братья Росс постепенно нашли свой язык и выбрали докуфикшн — комбинацию игрового и документального. Таким же был их предыдущий фильм «Разбитый нос, пустые карманы», якобы рассказывающий о знаменательном событии в дешевом баре на окраине Лас-Вегаса. Завсегдатаи собираются вместе, чтобы устроить эффектное прощание с заведением, которое вот-вот будет закрыто. Здесь братья Росс внимательно отбирали людей на роли посетителей, задавали сценарные рамки, а затем предлагали присутствующим импровизировать. Гости исполняли роли самих себя в окружении знакомой реальности, удерживая в голове одно вымышленное обстоятельство — закрытие бара. Из-за отсутствия сценария масштабы проекта были безграничны — это привело к созданию четырехчасовой версии фильма, которую впоследствии ради кинотеатрального проката пришлось сократить до 98 минут.
«Вечеринка на краю света» собрана идентичным образом — у 108-минутного фильма есть оригинальная версия длиной в пять часов. Пятеро подростков используют настоящие имена и обстоятельства своей жизни и отправляются в дорогу, руководствуясь основной идеей режиссеров: достичь пункта назначения, той самой вечеринки, которая должна поставить точку для детства и определить начало взрослой жизни. Основополагающий принцип братьев Росс — никогда не делать вторых дублей и работать с тем, что получилось в процессе импровизации. Иногда, чтобы получить примечательную сцену или даже запоминающийся фрагмент на несколько секунд, приходится следить за героями по 10-18 часов. По словам режиссеров, первое время друзья «пытались важничать и играть персонажей», что выглядело довольно искусственно, но спустя пару дней привыкли видеть за спиной камеру и просто стали собой.
В процессе герои не только знакомятся с новыми территориями, но и находят друзей. Например, двое случайных попутчиков предлагают помочь попасть на товарный поезд и преодолеть львиную долю пути бесплатно и без регистрации в обмен на пакет с едой. «Больше всего мне всегда помогали люди, у которых ничего не было», — говорит новая знакомая, прежде чем указать на нужный поезд и помочь ребятам запрыгнуть в вагон. Кто-то подсказывает путникам, где найти красивые места, кто-то приглашает присоединиться к вечеринке у костра, а кто-то просто с любопытством интересуется, что они делают и куда направляются. Каждое знакомство помогает зрителям не только изучить пейзажи прибрежной Америки, но и лучше понять пятерку друзей. Со временем становится ясно, что они так радуются мгновениям свободы, потому что большую часть жизни не чувствовали себя детьми из-за неблагополучных условий: пара друзей живет вместе, потому что родители страдают от наркотической зависимости, а еще один вынужден постоянно заботиться о младших братьях и сестрах. «Я впервые в жизни ничего не делал. Серьезно, это первый раз, когда я переживаю ничегонеделание», — признается герой, возрождая в памяти фрагмент из документального сериала Сергея Мирошниченко, где девочка, с малых лет загруженная домашней работой, со смущенной улыбкой признается, что ее главное желание — немного поиграть.
«Вечеринка на краю света» — яркий эксперимент, позволяющий зрителям почти на два часа почувствовать себя на летних каникулах. Братья Росс стирают границы между теми, кто смотрит, и теми, кто действует. Подвижная камера, фрагменты, записанные героями на телефон, снятые из-за угла интимные признания и искренние слезы печали и радости — все это активно работает на сокращение дистанции. К финалу вы наверняка полюбите героев, а после просмотра будете долгое время вспоминать о них, переживая о судьбе Мики, Натали, Николь, Тони и Макая, как о своей собственной.
Спасибо, Яна