Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Военный трибунал по делу о мятеже на «Кейне»» — последнюю картину великого Уильяма Фридкина

Захватывающая и напряжённая судебная драма о неповиновении старшего офицера во время шторма.

Добавить в закладки

Трейлер

18 декабря 2022 года военное судно «Кейн», которое разминировало Персидский залив, попало в беспощадный шторм. У командира корабля Филлипа Куига (Кифер Сазерленд) было одно представление о выходе из критической ситуации, а его помощник, старший офицер Стивен Мэрик (Джейк Лэси), думал ровно наоборот и отстранил начальника от управления «Кейном», противореча уставу. Несколько месяцев спустя Мэрик предстаёт перед судом во главе с Лютером Блейкли (Лэнс Реддик). Старший офицер обвиняется в мятеже, а командир выступает в качестве одного из свидетелей. Лейтенант Барни Гринвальд (Джейсон Кларк) назначен защищать Мэрика и вынужден нападать на Куига, чтобы оправдать подзащитного.

Джейк Леси в роли лейтенанта Мэрика на кадре из фильма «Военный трибунал по делу о мятеже на "Кейне"»

Джейк Леси в роли лейтенанта Мэрика на кадре из фильма «Военный трибунал по делу о мятеже на "Кейне"»

Премьера фильма состоялась во внеконкурсной программе Венецианского фестиваля в начале сентября, но автор — 87-летний классик Уильям Фридкин — не дожил до первого показа, а картина превратилась в завещание матёрого постановщика. В подобных случаях, даже если последняя работа не удалась, неудобно ругать недавно почившего уважаемого режиссёра. К счастью, Фридкин не подвёл и говорить, что дедушка на старости лет снял что-то невнятное, не приходится. Нет, «Военный трибунал по делу о мятеже на "Кейне"» — логичная точка в карьере автора.

В основе судебной драмы лежит одноимённая пьеса Германа Вука. Вук адаптировал для театра собственный роман, за который получил Пулитцеровскую премию. В 1954-м режиссёр Эдвард Дмитрик экранизировал книгу, а в 1987-м Роберт Олтман снял по пьесе телевизионный фильм. В оригинале события разворачивались во время Второй мировой войны, но Фридкин перенёс действие в наши дни.

Лэнс Реддик в роли капитана Блейкли на кадре из фильма «Военный трибунал по делу о мятеже на "Кейне"»

Лэнс Реддик в роли капитана Блейкли на кадре из фильма «Военный трибунал по делу о мятеже на "Кейне"»

Съёмки проходили в начале 2023 года, когда постановщик уже чувствовал себя не очень хорошо. На площадке режиссёра все съёмочные дни подстраховывал Гильермо дель Торо, который бы закончил фильм, если бы что-то случилось с пожилым мастером. Не дожил до премьеры «Военного трибунала по делу о мятеже на "Кейне"» не только Фридкин, но и замечательный актёр Лэнс Риддик, звезда «Прослушки», «Тюрьмы «OZ»» и «Джона Уика». Фильм посвящён памяти артиста.

Фридкин всю жизнь шёл своим путём. Он не учился в киношколах, рос в сравнительно бедной нетворческой семье, а режиссёрское мастерство постигал, работая на телевидении. Позднее, после успеха «Французского связного» и «Изгоняющего дьявола», Фридкина причисляли к Новому Голливуду, но на самом деле режиссёр всегда оставался в стороне от любых течений. Картины автора отличают двусмысленность и провокационность. Постановщик словно бы отказывался вставать на какую-либо сторону и предлагал зрителям решать. Верит ли Фридкин в злых духов и дьявола? Считает ли допустимым борцам с торговлей наркотиками преступать закон ради благих целей? Вопросы повисают в воздухе.

Джейсон Кларк в роли лейтенанта Гринволда на кадре из фильма «Военный трибунал по делу о мятеже на "Кейне"»

Джейсон Кларк в роли лейтенанта Гринволда на кадре из фильма «Военный трибунал по делу о мятеже на "Кейне"»

«Военный трибунал» тоже обманывает ожидания и не поддаётся однозначной трактовке. Формально это сделанная по всем канонам судебная драма, да ещё и намеренно скупая, телевизионная. Фокус в том, что с многочисленными ограничениями режиссёрское мастерство Фридкина заметно ещё отчётливее. Действие практически не покидает пределы зала судебного заседания, обстановка скудная — карта в стороне от стола жюри, несколько картин с морскими пейзажами на стенах, простые стулья, а камера не совершает никаких резких движений. Главный аттракцион — переходы от общих планов к крупным в самые напряжённые моменты.

Суд — соревнование обвинения и защиты, так что Фридкин выступает вроде бы в качестве стороннего наблюдателя, предлагая зрителям выносить приговор. Фильм превращается в иммерсивное действие. Поначалу можно решить, что перед нами очередная и довольно предсказуемая судебная драма. Однако режиссёр хитрее и изобретательнее и не сводит сюжет к выяснению, кто прав, кто виноват, а видит ситуацию шире. 

Кифер Сазерленд и Уильям Фридкин на кадре из фильма «Военный трибунал по делу о мятеже на "Кейне"»

Кифер Сазерленд и Уильям Фридкин на кадре из фильма «Военный трибунал по делу о мятеже на "Кейне"»

Картину можно рассматривать под разными углами. С одной стороны, фильм показывает несовершенство системы управления, и не только на флоте. Мэрик утверждает, что во время шторма командир был не в себе и не мог взвешенно принимать решения. Но на корабле нельзя не выполнять приказы начальства. Неужели единственный вариант — ослушаться вышестоящего и предстать перед судом за мятеж? Вырисовывается схема диктаторского управления с ополоумевшим тираном во главе. А учитывая современные реалии, трудно не разглядеть за фигурой Куига Дональда Трампа. Очевидны внешнее сходство и манера речи политика и героя. «Кейн» превращается в современную Америку, где на протяжении минимум четырёх лет велись споры, не оказалась ли власть в руках безумца. Может быть, не окажись рядом Мэрика, капитан потопил бы корабль. Но не стоит спешить с выводами. 

«Военный трибунал» — кино, которое требует от исполнителей главных ролей безупречной игры. Сазерленд предстаёт в образе командира с 21-летним опытом на флоте, который быстро выходит из себя, много бубнит под нос, нервничает и с трудом унимает дрожь в руках. Кларк исполняет роль адвоката поневоле: профессионала, который готов на всё ради победы, но не считающего подзащитного невиновным. 

Последний фильм Фридкина, камерный, разговорный и скупой на художественные средства, увлекает и не даёт оторваться от экрана. Это уже большая режиссёрская победа. Судебная драма напоминает документальные работы Фредерика Уайзмана, дотошно исследующего будни различных американских институций. Наверняка Фридкину помог опыт постановки неигрового кино. Картина задаёт неудобные вопросы и не пытается найти лёгкие ответы. «Военный трибунал» неожиданно переосмысляет традиционный жанр и посмеивается над киношными штампами в виде поиска героев и злодеев. Победить можно с горьким привкусом, а проиграть — с высоко поднятой головой.

Текст: Максим Ершов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?