Едкая и ёмкая сатира на искусство и отношения творца со зрителями.
На сцене парижского театра идёт комедийный спектакль на троих артистов «Рогоносец». Посреди постановки один из зрителей — Янник (Рафаэль Кенар) — встаёт и откровенно заявляет актёрам, что представление ужасное и нельзя продолжать мучить аудиторию. И публика, и артисты в шоке. Янник говорит, что трудится ночным сторожем на автостоянке, специально ради спектакля взял выходной, ехал до зала добрый час и возвратом денег за билет дело не может ограничиться. Зритель достаёт пистолет, забирается на сцену, пишет короткую пьесу, требует актёров разыграть несколько эпизодов, а публике советует никуда не уходить. С безумцем с оружием в руках спорить никто не спешит.
К счастью, Квентин Дюпьё не думает отходить от фирменного стиля и продолжает задавать абсурдные вопросы, создавать парадоксальные ситуации, которые запускают удивительный сюжет. Французский режиссёр находит в людях (в которых и так хватает пороков и недостатков) бесконечный источник для поиска вдохновения. Фантазёр Дюпьё — редкий современный режиссёр, который радует предсказуемостью, продолжая прорабатывать любимые темы. По большому счёту каждый фильм автора начинается с анекдотической ситуации «представьте, что…», но французу хватает таланта логично и уверенной поступью подводить зрителей к непредсказуемому финалу.
Кажется, во время пандемии коронавируса Дюпьё не сидел без дела, а подготовил стопочку сценариев будущих фильмов. В 2022-м и 2023-м французский режиссёр выпустил по две картины. «Необъяснимо, но факт» был показан на прошлогоднем Берлинале, «Курение вызывает кашель» — в Каннах. «Янник» участвовал в основном конкурсе Локарно этого года, «Даааааали!» отобрали в Венецию. «Янник», понятное дело, остался без наград жюри, но прежде фильмы Дюпьё показывали во внеконкурсной программе. Француз снимает слишком смешное и на первый взгляд легковесное кино, чтоб завоёвывать престижные награды. Но не исключено, что постановщик переломит тенденцию, переубедит снобов из числа отборщиков и из членов жюри. Со зрительской любовью у Дюпьё проблем точно нет, а его имя успело стать брендом.
Даже по меркам французского автора «Янник» — небольшое кино, зарисовка. Комедия длится всего 66 минут, за исключением пары сцен, камера не покидает театрального зала. Дюпьё не только выступил в качестве режиссёра и автора сценария, но также был оператором, монтажёром и продюсером.
Фильм начинается с очень понятного абсурдного допущения. Признайтесь, наверняка и с вами случалось подобное. Спектакль, фильм, опера, цирковое представление — подойдёт любой развлекательный жанр — вызывает одно лишь раздражение, а выговориться некому. Да ещё билеты стоили денег, а дорога — безвозвратно потраченного времени. Янник не боится озвучить мысли вслух, а актёры даже отвечают зрителю. Ситуация накаляется, когда недовольный достаёт пистолет и фактически берёт в заложники артистов и публику. Но расстроенному зрителю, вдруг ставшему террористом, не нужны деньги, едва ли кто-то пострадает. Просто в нашем мире слушают только людей с оружием в руках, аргумент весомый. Янник хочет поставить хороший спектакль, чтобы аудитория посмеялась и в хорошем настроении ушла домой. Ночной сторож на автостоянке видит в искусстве источник удовольствия, но еще и возможность самореализации.
Мастерство Дюпьё заключается в том, что с каждой минутой круг затрагиваемых в фильме тем расширяется. Начинается всё с буквального и метафорического диалога зрителя с творцами, но, если вглядеться, фильм говорит и об элитарности искусства, и о классовом расслоении, и о фундаментальной человеческой потребности в самовыражении. Глядя на не слишком грамотно говорящего ночного сторожа из пригорода, театралы и артисты только посмеиваются. Пролетария без власти, денег и влияния слушают, только когда в руках появляется оружие. И уж точно окружающие не ожидают, что в душе Янник — художник или по крайней мере жаждущий минутки славы. Рядовой зритель никому не интересен, но зачем тогда вообще нужно искусство? Чтобы говорить с горсткой интеллектуалов?
Из маленького фильма в развлекательной форме Дюпьё создаёт ёмкое исследование природы искусства и отношений современного зрителя с творцами. Янник даже метко замечает, что обычно артисты берут зрителей в заложники: выйти из зала посреди спектакля неудобно, придётся мешать соседям, так что остаётся только мучиться до конца. Едва ли французский автор советует недовольной публике браться за оружие и атаковать актёров и драматургов. Скорее режиссёр иронизирует над культом, высшим статусом художников, часто оторванных от реальности. В радикальной форме Янник возвращает нас в средневековые времена, к забытому балаганному искусству. На сцене скоморохи, а зрители на площади смеются в голос. Схожий творческий путь выбирает Дюпьё: вроде бы смешит, но в то же время заставляет внимательнее посмотреть на собственное отражение в зеркале.