Неутешительные новости для поклонников оригинальной сказки.
Начинать разговор о сиквеле успешного проекта Disney со скепсиса к бесконечным сиквелам успешных проектов Disney вроде бы дурной тон, но в случае «Зачарованной» ситуация выглядит (как будто) несколько иначе. Еще в 2007 году казалось, что продолжение сказки — идея не столь вредоносная, да и пространства для маневра стало больше: как рыжеволосая принцесса из волшебной Андалазии свыкнется с рутиной Нью-Йорка? Выстоят ли отношения, когда восторг первых месяцев поутихнет? Будут ли Жизель и Роберт жить долго и счастливо в конце концов?
В не столь счастливое будущее нас и забрасывает продолжение 15 лет спустя. Шум улиц принцессу утомил, а потому Жизель (Эми Адамс) подталкивает семью к переезду в пригород, где цветут сады, а крыши домиков похожи на архитектурные контуры Андалазии. Повзрослевшая Морган (Габриэлла Бальдаккино заменила Рэйчел Кови) энтузиазма от тихой мирной жизни не разделяет, да и Роберт (Патрик Демпси) пусть супругу и поддержал, но все же сомневается в принятом решении. Всем довольна только малышка Софи (Лара и Мила Джексон), которая еще не научилась говорить. Поздравить с новосельем и рождением дочери спешат старые друзья (читай: бывшие возлюбленные), король и королева Андалазии (Джеймс Марсден и Идина Мензел). Появившись из колодца на заднем дворе, они вручают совсем юной принцессе волшебную палочку. Девочка пока не особенно прониклась магией, а вот маме немного колдовства не помешает — даже в пригороде жизнь все равно не похожа на сказку… но это можно изменить одним взмахом!
«Зачарованная 2» — волшебная страна упущенного потенциала. Оригинал был одной из самых удачных попыток Disney спаять традиционные ценности студии с хулиганской пародией и поиграть в деконструкцию жанра. Революции не случилось, но лед тронулся: «поцелуй любви» остался столь же универсальной приметой волшебства, а грызун Пип взял на себя тяготы слэпстик-комедии, но Жизель храбро спасала юриста-принца, карабкалась по крышам и даже позволила себе чуть-чуть подумать (чем расстроила наследника престола Андалазии). Сценарист Билл Келли и режиссер Кевин Лима наглядно продемонстрировали, что модели поведения диснеевских принцесс совершенно непригодны для жизни, но кое-какие идеалы из сказок можно захватить с собой во взрослую жизнь. «Зачарованная» собрала то лучшее, что есть в политике Disney и за что студию так отчаянно любят. Продолжение же олицетворяет обратную сторону и издержки производства могущественной корпорации: капитализация ностальгии, ленивая проработка сюжета, нескладная история — быстрые углеводы для стриминга, посмеялись, поплакали и разошлись.
Плакать действительно хочется, но совсем не из-за трудностей во взаимоотношениях между Жизель и падчерицей. Казалось бы, все артисты в сборе, среди новобранцев безупречная Майя Рудольф, а принцесса едва справляется с переездом и двумя дочерьми, что может пойти не так? Но авторы оригинала покинули борт корабля. В результате понятный и очевидный кризис подан совершенно без фантазии, морали выглядят случайно подслушанными разговорами семиклассниц, а надуманный масштаб угрозы (гибель всей Андалазии) не бьется с маленьким экраном ноутбука (фильм, минуя кинотеатры, вышел на платформе Disney+). В сухом остатке направление мысли вроде закономерное — сказка должна оставаться в сказке, — но высказывание тонет в бесконечном болоте рюшей, кудрей и незапоминающихся песен.
Что еще трагичнее, Disney вновь беззастенчиво демонстрируют, что в Голливуде актрисам после 40 лет уготована всего одна роль — злодейки (злой мачехи, ведьмы, нужное подчеркнуть), а партии особы голубых кровей и героини положительной ставятся на паузу до тех пор, пока голову артистки полностью не покроет седина. «Зачарованная 2» даже не пытается иронизировать, а лишь тиражирует образ «вредных теток», умножая типаж на два. Пародия на жанр и наследие Disney скатилась в утомительную самопародию: тут и там цитируют «Золушку», «Русалочку», «Красавицу и чудовище», «Рапунцель» и прочие хиты, но не зачем-то, а просто так.
В общем-то, и вторая «Зачарованная» снята абсолютно без цели, а ради размытого желания пощекотать зрительские рецепторы знакомыми лицами: Эми Адамс прекрасная артистка и отлично помнит хореографию движений Жизель, но совершенно не может спасти бездумный сценарий, Патрик Демпси превратился скорее в элемент декора и лишь время от времени мелькает на экране, Габриэлла Бальдаккино безуспешно гнет драматическую линию. Осталась одна отрада для сердца — Джеймс Марсден, который столь же упоителен в роли принца Эдварда, как и 15 лет назад (здесь место для шутки о спин-оффе, но Disney не понимают юмора).
Во время просмотра улыбаешься по старой памяти: какая-то сдавленная радость от возращения временами проскакивает, но хочется, чтобы эта встреча поскорее закончилась, потому что чувствуешь себя жутко неловко и устаешь стыдливо прятать глаза.