Картина – обладательница приза за лучший сценарий Каннского кинофестиваля 2022 года выходит в российский прокат.
Адам (Тауфик Бархом), сын бедного рыбака из глухой египетской провинции, поступает в самый престижный мусульманский университет мира, каирский аль-Азхар. В самом начале учебного года престарелый Великий Имам (аналог ректора) аль-Азхара умирает, и вчерашний рыбак оказывается втянутым в борьбу духовенства и спецслужб за возможность назначить именно своего ставленника на высший пост.
Тарик Салех с пятым фильмом впервые пробился в конкурсную программу Каннского кинофестиваля, где сразу же получил приз за лучший сценарий, обогнав многих заслуженных мастеров. Ни фамилия автора, ни стилизованные под арабскую вязь вступительные титры не должны вводить в заблуждение — «Заговор в Каире» фильм плоть от плоти Швеции. Там вырос не только режиссер и сценарист Салех, но и большинство актеров, самый известный из которых — Фарес Фарес, Златан Ибрагимович от мира кино, на этот раз исполнивший роль агента египетских спецслужб. Да и снималась картина в Стамбуле, а не в Каире, в Египет Тарику Салеху после его «Случая в отеле “Нил Хилтон”» въезд запрещён.
Фильмов о работе спецслужб снято бесчисленное количество, где-то на месте главных героев агенты, где-то — попавшие в жернова «маленькие люди». Что-то выглядит как экшен-боевик, что-то как психологическая драма, что-то вообще как комедия: объединяет их (если не все, то очень многие) одна деталь — спецслужба всегда врёт, причём как условно «своим», так и посторонним. Ни в кинематографе, ни уж тем более в жизни рассчитывать на честность со стороны работников ведомства не приходится.
Так и Ибрагим (Фарес Фарес) без малейшего стеснения идёт по трупам, а если где-то его начинают одолевать сомнения, то начальство быстро подсказывает слишком человечному агенту правильное направление. Духовенство этому мало что может противопоставить, разве что особенно изощренно пожертвовать собой, чтобы скомпрометировать власти. И где-то между этими если не молотом и наковальней, то уж точно щекой и ладонью, и зажат Адам.
Атмосфера всеобщей фальши (чего стоит только футболка Morbid Angel на одном из студентов) требует от Адама беспрецедентной честности с самим собой, чудо, что ему удаётся удержаться на месте, выжить во всеобщем круговороте подозрений и лжи. И в этом чуде тоже чувствуется фальшь, но уже другого рода: в конструкции «Заговора в Каире» не хватает деталей из романа воспитания, на месте которых зияют прогалины, не хватает и элементов из религиозной притчи — закрывают брешь лишь пара невразумительных диалогов. Картине со столь нестандартным сеттингом, с таким простором для выбора второстепенных тем будто не хватает воздуха, недостает контекста, подробностей. Зрителю даже не дают понять, на каком факультете учится главный герой, не говоря уже о развитии побочных сюжетных линий.
В интервью Тарик Салех говорил, что вдохновлялся «Именем розы» Умберто Эко и недавними политическими событиями в Египте — арабской весной, последовавшим военным переворотом, фальсификацией выборов и прочим. И из такого уникального сочетания Салеху удалось создать лишь очередной шпионский триллер, выделяющийся из числа многих прочих только необычными декорациями: на месте, где можно было вырастить прекрасный цветок, режиссер втыкает в землю палку.
Если взглянуть на всю фильмографию Салеха, то можно найти и анимационную антиутопию, и голливудский боевик, и уже упомянутый заход на территорию исследования коррупции в Египте. Но начинал режиссер с телевизионных документалок о поиске предателей Че Гевары и о том, как американские военные пытают пленных в Ираке и Гуантанамо. И складывается ощущение, что, несмотря на мировое признание — работа в Голливуде, участие в Каннском и Венецианском кинофестивалях, — за рамки телевизионной журналистики шведский египтянин так и не вышел. Конечно, иногда крикнуть «смотрите, убивают!» – это самое важное и вообще единственное, что можно сделать, но всё-таки от призёров главного кинофестиваля планеты обычно ожидается нечто большее, как по исполнению, так по на уровню смыслов. Впрочем, в Венеции-2022 победил как раз телевизионный док о злодеяниях Big Pharma, так что, возможно, это тренд, а не досадная случайность.