Масштабное полотно о женском противостоянии работорговцам, вдохновленное реальными событиями.
1823 год, Африка. Женская армия, известная как Агоджи, во главе с генералом Наниской (Виола Дэвис) защищает королевство Дагомея от соседнего государства Ойо. Молодой король Гезо (Джон Бойега) стоит перед сложным выбором: продолжать сотрудничать с врагами и поддерживать их в вопросе работорговли или же прислушаться к Наниске, начать войну и экспортировать из страны не людей, а пальмовое масло.
Видимое присутствие женских имен в кинематографе последнего десятилетия стало причиной рождения новых сюжетов, некогда остававшихся на задворках господствующих идей и тем. Режиссерки и сценаристки не только делятся собственным опытом на экране, но и прочесывают пыльные страницы истории ради открытия забытых героинь времени. Такими стали Агоджи, дагомейские амазонки — воительницы, которые вместо традиционной семейной жизни выбрали служение королевству.
Слоган картины — «вдохновлено реальными событиями». Это говорит о том, что перед нами не столько урок истории, сколько эпическая драма с вольным сюжетом. Общие детали фильма уходят корнями в XIX век, но большинство персонажей не имеют прототипов. Да и позиция Дагомеи касательно работорговли остается спорной. Режиссерка Джина Принс-Байтвуд снижает уровень кровожадности королевства, тогда как в действительности государство обогащалось за счет продажи людей до тех пор, пока европейцы не ввели запрет на работорговлю. Данный факт важен для понимания исторической картинки, но в целом не имеет особого значения для просмотра художественного произведения.
Постановщица выстраивает закрытый женский мир: на дворе 1823 год, у молодых девушек нет никаких прав. Зато у каждой героини в копилке памяти хранится собственная история о бытовом насилии. В условиях расцвета работорговли и колонизаторства женщины (если они не воительницы) воспринимаются как низшая каста. Для иллюстрации трагической судьбы миллионов режиссерка встраивает в сюжет линию обыкновенной на первый взгляд девушки Нави (Тусо Мбеду): отец не раз пытался выдать ее замуж, но мужчины отказываются от дерзкой и острой на язык невесты. В конце концов Нави переступает порог дворца в качестве подарка королю — очередной новобранки армии Агоджи. Неудивительно, что с несправедливостью такого рода, как продажа человека, борются именно молодые девушки и опытные женщины — люди, отказавшие преклоняться перед тиранами и надеть оковы недобровольного супружества.
«Женщина-король» время от времени следует шаблонным и предсказуемым направлениям. В некоторой степени это тот самый случай, когда смотреть боевые сцены гораздо интереснее, чем наблюдать за жизненными трудностями отдельных героев. При этом картина наполнена знакомыми тропами: отношения строгой наставницы с надменной ученицей, поиск искупления за прошлые грехи, запретные отношения. Но драматургические конфликты выглядят блеклыми пятнами на фоне демонстрации талантов амазонок: наблюдать за ними — то же, что смотреть реалистичную и феминную версию «Черной пантеры».
Картина Джины Принс-Байтвуд едва ли останется без внимания академиков. Боевик с участием неизменно потрясающей Виолы Дэвис — серьезный претендент на «Оскар». В ленте есть и эпические сцены со сражениями, и впечатляющие актерские перформансы, и документальные хроники в основе сюжета. Широкий зритель вновь знакомится с судьбами забытых людей, чья борьба, увы, не прославляется в песнях, но чьи голоса становятся громче спустя столетия.