Недоверие и скелеты в шкафу семейного дома – в новом и интригующем хорроре с ледяным антуражем.
Слепая оккультистка Дарси (Кэролин Брэкен) потеряла сестру-близнеца после того, как ее убили в загородном доме. Власти полагают, что убийца – пациент из местной психиатрической лечебницы (Тайг Мерфи), где работал супруг (Гвилим Ли) погибшей. Однако главного подозреваемого вскоре тоже находят мертвым. Дарси решается самостоятельно распутать дело, используя жуткий деревянный манекен и свои оккультистские способности. Она едет в дом к супругу своей убитой сестры, где он живет с новой избранницей.
Сегодня зрителю не дают передышек между релизами хорроров – кажется, самого урожайного жанра текущего года. На «Собирателе душ» свет не сошелся – на экраны выходит другой, не менее обласканный рейтингом и громкими эпитетами оккультный ужас – Oddity, который правильнее всего перевести как «Странность» (и, конечно, сразу отбросить чудеса нашей «астральной» локализации). Со странностью в точку – самое уместное слово в попытках обрисовать хоррор ирландца Дамиана МакКарти: есть непонятное убийство, возможно, есть место и призракам, происходит все в старом доме, обнесенном грубыми каменными стенами (на самом деле важный элемент напряжения) – действие переносит зрителя то в психиатрическую лечебницу, то в упомянутый дом, где Дарси впадает в транс и вызывает к жизни гротескного манекена.
МакКарти свободен в обращении с жанром и вальяжно передает эстафету: от драмы об израненной сестре к детективному расследованию, а от него – к оккультному хоррору. Но историю, на которой концентрируется МакКарти, не так уж важно воспринимать всерьез. Главное в Oddity не столько сюжет, сколько недружелюбный мистический климат, само дыхание фильма, веющее заблуждениями, суевериями и тотальным недоверием – из последнего, пожалуй, и складывается центральная тема фильма. Довериться незнакомцу, стучащему в дверь, и его предупреждениям? А мужчине-психиатру, который как ни в чем не бывало после смерти жены создает новый семейный уют? Можно ли хотя бы на малую толику восстановить справедливость, когда все ответы зарыты в области сверхъестественного?
Большой процент успеха здесь – это экономия режиссера, который тактично, с холодным сердцем втягивает зрителя в ландшафт ирландского ужаса. Фильм не самым предсказуемым образом играет с пространством и освещением, натягивает нервы, как струны, когда прокладывает эмоциональный мост между героями Кэролин Брэкен и Гвилима Ли. Вносит свою лепту интерьер – не самый дружелюбный и почти полностью закрытый от внешнего мира, намекая, что все ответы придется искать там же, буквально в семейных шкафах со скелетами. Низкий ключ, использование темных тонов в данном случае играют истории на руку, а не нагоняют мрак на пустом месте.
Пугающему эффекту от Oddity не бывать, не стань фильм безусловным бенефисом Брэкен, безумно похожей на Тильду Суинтон. Ей довелось не только сыграть две роли (двух сестер соответственно – живой и мертвой), но также и наполнить фильм двумя разнонаправленными действиями, смешать холодный ум и силу интуиции. МакКарти дразнит аудиторию то расчетливым человеческим злом, то возмездием неведомых сверхъестественных сил. В случаях, когда сценарий начинает рассыпаться, а тональности – не соответствовать друг другу, ирландский режиссер не теряется и элегантно доводит историю до конца – помогают ему пусть и знакомые, но действенные инструменты оккультного хоррора. Oddity даже и близко не хочется называть откровением или новой страницей в ужасе, но получилось уверенное упражнение в жанре: портал в неуютный мир маньяков, демонических изделий и жутких семейных тайн стоит считать открытым.