Темная глава англо-ирландской истории глазами активистки ИРА.
В начале 2000-х Долорес Прайс (Максин Пик) сидит напротив интервьюера (Шеймус О’Хара) и под запись делится подробностями бурной молодости. Ради безопасности женщины интервью будет опубликовано только после ее смерти — таков принцип проекта «Белфаст»: сотрудники Бостонского университета опрашивали бывших участников ИРА, чтобы зафиксировать свидетельства людей, втянутых в противостояние в Северной Ирландии. Героиня погружается в воспоминания: выросшие в семье членов ИРА Долорес (Лола Петтикрю) и ее младшая сестра Мариан (Хэйзел Дуп) тоже занимаются активизмом. Мирные протесты ни к чему не приводят: разочарованные в пацифистских методах девушки вступают в ИРА, на тропу вооруженной борьбы.
Конфликт в Северной Ирландии, известный как Смута, продолжался с конца 1960-х до 1990-х годов. С одной стороны баррикад католики и республиканцы, выступающие за независимость Северной Ирландии, с другой — британские власти и протестанты. Период обостренного гражданского сопротивления не раз оказывался в центре внимания кинематографистов. Среди известных примеров — сериал «Девчонки из Дерри» — комедийное шоу, запечатлевшее быт обычных подростков на фоне страшных событий. «Ничего не говори» — новый проект Hulu, который опирается на книгу Патрика Раддена Кифа «Ничего не говори. Северная Ирландия: Смута, закулисье, “голоса из могил”».
«Ничего не говори» начинается с похищения: группа людей вламывается в квартиру Джин МакКонвилл (Джудит Родди), вдовы и матери 10 детей, и уводит женщину. Преступление было совершено бойцами ИРА и стало одним из самых громких в те годы. На примере МакКонвилл и ее семьи сценаристы показывают, как идеологическое противостояние повлияло на жизни гражданских: спустя годы дети Джин не успокоятся и будут требовать справедливости. Трагедия многодетной семьи переплетается с центральной сюжетной линией — биографией сестер-революционерок, с пеленок усвоивших идеи республиканских организаций.
Долорес и Мариан выросли, мягко говоря, в необычной семье. Отец вместо сказок рассказывает, как нужно делать взрывчатку, а мать, увидев побитых дочерей после мирного марша, удивляется, что те не дали сдачи. Ирландки не представляют жизнь без борьбы. Зрителям дают понять, что Долорес могла стать кем угодно — амбициозная девушка планировала поступить в университет. Но окружающая среда и родители-республиканцы внесли свою лепту: будущее сестер Прайс было предрешено. Долорес и Мариан ощущают себя частью чего-то большего и жертвуют собственным благополучием во имя идеи. Более того, девушки меняют правила игры: никогда прежде в ИРА женщины не занимались традиционно «мужской работой» — например, ограблением банков и организацией взрывов. В противовес жестоким поступкам героинь сценаристы подчеркивают неподдельную нежность между сестрами: девушки действуют сообща, не представляют активизм друг без друга, поддерживают крепкую связь до самого конца.
Не стоит думать, что авторы проекта оправдывают действия сестер или в целом выбирают какую-либо сторону. Любопытно, как постепенно меняется тональность шоу: если в начале сериал выглядит динамичным боевиком, то ко второй половине сюжет сворачивает в сторону эмоциональной драмы. Искра в глазах героинь угасает, вера в победу иссякает, на место эйфории и романтизму приходит глубокое разочарование — в идеалах, наставниках, самих себе, жизни. «Ничего не говори» подробно исследует травмированное поколение ирландцев, которые начинают задаваться вопросом: был ли смысл в войне? Долорес из 2000-х, уже утратившая дух былого бунтарства, начинает прокручивать в голове события из прошлого, топить чувство вины в алкоголе и жаждать исповеди — не случайно сериал называется «Ничего не говори»: участники ИРА боялись сболтнуть лишнего и не могли раскрывать секреты организации.
«Ничего не говори» — образцовый исторический сериал, пробегающий по главным событиям Смуты и пересказывающий биографии известных членов движения. Помимо сестер Прайс в проекте появляется, например, Джерри Адамс (Джош Финан) — политик, который сыграл важную роль в мирном разрешении вооруженного конфликта. Общественный деятель всегда отрицал, что был участником ИРА, — этой ремаркой завершается каждый эпизод сериала. Активисты рискуют собой, совершают аморальные преступления, переходят всякие границы ради одного — будущего независимой Северной Ирландии. Создатели подчеркивают, какая цена стоит за светлой идеей, и заставляют и зрителей, и героев задуматься: оправдывала ли в конце концов цель средства? Для любителей британской и ирландской истории шоу может стать настоящим подарком. Для остальных — просветительским материалом и душераздирающей драмой, которая обнажает сломленные судьбы на фоне перемен и напоминает о необходимости сохранять человечность даже в самые темные дни.