Новый проект Адама Бенжамина Эллиота, режиссера мультфильма «Мэри и Макс.»
Одинокая женщина Грейс после смерти пожилой подруги Пинки начинает вспоминать прошлое. Детство героини прошло в компании брата-близнеца Гилберта — бесстрашного юноши, который всегда защищал сестру и мечтал стать уличным артистом. Но после смерти отца пути родственников разошлись: Грейс удочерила эксцентричная пара, а Гилберт оказался на другом конце Австралии в семье религиозных фундаменталистов. Близнецы не перестают писать друг другу письма и верить, что однажды судьба снова сведет их вместе.
Адам Бенжамин Эллиот заявил о себе в 2003 году после премьеры короткометражки «Харви Крампет», которая впоследствии удостоилась премии «Оскар». Спустя шесть лет вышел полнометражный дебют австралийца: «Мэри и Макс.» — история дружбы по переписке девочки-подростка и одинокого мужчины. И вот спустя целых 15 лет зрители дождались второго проекта мастера. «Мемуары улитки» — пластилиновая анимация, которая совершенно лишена мультипликационной наивности. В фильме поднимаются такие темы, как религиозный фанатизм, свингерство, депрессия, — в общем, уберите детей от экрана!
Творения Эллиота объединяют не только визуальные и стилистические решения, но и похожие персонажи. Режиссер, как, например, Тим Бертон, посвящает фильмы аутсайдерам. И друзья в «Мэри и Максе.», и близнецы в «Мемуарах улитки» — люди, не вписывающиеся в общественные рамки и сталкивающиеся с непониманием и даже агрессией окружающих. Буллинг и одиночество преследуют Грейс с ранних лет: лишь дома возле брата с отцом девочка чувствовала себя собой, ощущала безопасность и гармонию. Эллиот рисует идиллический пейзаж семейного счастья: родные читают книги — от рассказов Франца Кафки до «Повелителя мух», устраивают конкурсы причесок и ловят адреналин на американских горках. Далеко не безоблачное, но все же теплое детство завершается со смертью отца: вынужденное взросление омрачается скорой разлукой. Грейс повторяет — у близнецов две души, но одно сердце. Осталось дождаться, когда оно вновь забьется в полную силу.
С первого кадра зрителей сопровождает голос Сары Снук, звезды «Наследников», которая озвучила Грейс. Вместе с женщиной мы проваливаемся в омут воспоминаний и наблюдаем за чередой маленьких радостей и больших испытаний, выпавших на долю героини. Не то чтобы Эллиот выбирает оригинальное художественное решение, но закадровые комментарии помогают проникнуться и без того чувственной историей. Снук словно бы читает сказку на ночь, заставляет растрогаться и с нетерпением дождаться финала — нет сомнений, что австралиец, как и прежде, разобьет сердца. В фильме появляется причудливый (впрочем, кто среди героев Эллиота не причудлив?) любовный интерес Грейс: хобби мужчины — ремонтировать разбитую посуду, но намеренно оставлять следы «склеек». «Все можно починить» — философия персонажа и, вероятно, девиз режиссера, который раз за разом напоминает публике: не опускайте руки.
Улитки в название попали неслучайно. Грейс буквально одержима медленными существами: отец вяжет дочери шапку-улитку, а со временем героиня окружает себя сувенирами и прочими безделушками, связанными со слизнями. Вскоре затворница и сама превращается в создание, которое привыкло прятаться в «раковине». Грейс годами не позволяет себе рисковать и живет в вечном ожидании — весточки от брата, встречи с ним, счастья, которое обязательно наступит. Гуманист и терапевт Адам Бенжамин Эллиот сначала оглушает зрителей невыносимой тоской и ощущением безысходности, а в последнем акте дает надежду: да, с хорошими людьми случаются плохие вещи, но важнее всего не бояться прожить жизнь и с жадностью изучать этот сложный удивительный мир. Улитка никогда не возвращается назад, она всегда двигается вперед — можно ли найти более красивую метафору человеческого существования?