Старый добрый Росомаха, дизайн костюмов и знакомая эстетика — хороший повод освободить субботнее утро и вооружиться хлопьями.
У команды Людей Икс не все гладко: профессор Чарльз Ксавье убит злодеем Генри Гайричем, а Циклоп и Джин, новые лидеры школы мутантов, не могут справиться со стрессом в ожидании ребенка. Также они подумывают и вовсе отойти от супергеройских дел, чтобы отдаться спокойной семейной жизни. Но Людей Икс ждут серьезные вызовы: неопределенности с новым членом команды Роберто (или Санспотом), угрозы со стороны гигантских роботов-охотников на мутантов, созданных Боливаром Траском, — общество становится все менее толерантно к сверхлюдям. А еще внезапное появление Магнето, которому предстоит сыграть весьма неоднозначную роль в жизни команды, ведь он упомянут в завещании покойного профессора.
Далеко не секрет, что многие зрители проходили боевое крещение «Людьми Икс» не через комиксы, а через тот самый мультсериал 1992 года на памятном Fox Kids. Магнетизмом обладал не сам сюжет, а скорее калейдоскоп кадров, приятных детскому глазу, особенно в непритязательное субботнее утро (вот почему дети 90-х могли по-особому любить выходные). Завиральный экшен, фриковатые супергерои в красочных костюмах и повышенный градус самого мифа — большой коллективной фантазии о сверхлюдях, подобно античным богам, спустившихся с небес. И которые, равно как и олимпийские боги, далеко не застрахованы от девиантного, прямо скажем, поведения.
«Люди Икс ‘97» возвращают зрителя в священную ламповую эстетику, причем без лишних прелюдий. На миллениалов ли рассчитано анимационное шоу или на современных гиков — вопрос в целом лишний. Одни найдут долгожданную магию детства, услышав раскаты знакомой музыки во вступлении, другие же смогут приобщиться к «Людям Икс» через новый медиум, а не только сквозь богатую кинофраншизу и многочисленные арки комиксов. Это концентрированное ретро, кадр за кадром воспроизводящее магию 90-х, но со своими особенностями, отвечающими духу нашего времени. В сюжете, к примеру, куда более серьезно прочерчен конфликт между человечеством и мутантами — такой актуальный в наш век дикой поляризации, когда отчетливо слышен голос всех угнетенных. Тут надо и напомнить, что сами Люди Икс некогда вышли из той самой эмансипаторной практики борьбы за гражданские права — их расцвет пришелся как раз на 60-е, где чудотворная, а местами губительная инаковость «иксов» совмещалась с ядерным климатом холодной войны.
Главный компромисс сериала: шоу абсолютно не требует какого-либо понимания и учета предыдущих сезонов. Смотреть и вникать можно, что называется, с разбегу: вот команда Людей Икс осталась без профессора Чарльза Ксавьера (в конце оригинального сериала, похоже, его все-таки настигла смерть), руководство школой перешло к Скотту Саммерсу, то есть Циклопу, а мир по-прежнему видит в мутантах непреодолимую угрозу, а потому необходимо объединение даже с Магнето, который стал внезапным претендентом на статус супергеройского лидера.
Конечно, есть соблазн пожурить первые серии за некоторый сумбур: материал подается в режиме все и сразу, герои то воюют со Стражами, то резвятся на баскетбольной площадке, но эти контрасты служат скорее не багом, а фичей. Сопряжение злободневной тематики, звонкого экшена, сочной картинки и юмористических вставок — рецепт мультсериала возвращает супергероике звание картонно-лубочного мифа. Вот как выглядит настоящая инъекция от опостылевшего реализма.
Анимационная супергероика в этом плане становится экспериментальным жанром: неудивительно, что под натиском креатива пасует даже кинематограф, на чью долю выпали поминки кинокомиксов (если судить по последним тенденциям, прокатным результатам и критике). После реюниона с «Человеком-пауком», способным петлять по метавселенным, «Люди Икс» — следующий достойный претендент, способный вернуть комиксам былую пестроту, батальную титаномахию и олимпийскую простоту характеров. Ради этого вполне можно было потерпеть 27 лет.