Неловкая попытка встроить старомодный роман в рамки новой этики.
Мрачная история о русской шхуне «Деметр», на свою беду зашедшей в порт трансильванской Варны, — малозначительная и, положа руку на сердце, не самая обязательная глава эпистолярного романа Брэма Стокера. Большинство кинематографистов — будь то Фридрих Мурнау («Носферату, симфония ужаса»), Тод Браунинг («Дракула») или, например, Патрик Люссье («Дракула 2000») — в своих экранизациях эту главу и вовсе опускали, для основного сюжета она незначительна, да и режиссерской мысли развернуться негде. Путешествие графа на «Деметре» мельком показано в «Дракуле» Фрэнсиса Форда Копполы и достаточно детально — в одноименном британском мини-сериале от сценариста Стивена Моффата («Шерлок», «Доктор Кто»). Последний, к слову, сделал весьма смелую попытку переосмыслить произведение Стокера через призму фем-оптики: добавил новых персонажей, а в центр сюжета и вовсе поставил женщину — за что был безжалостно раскритикован зрителями за неуважение к первоисточнику.
В своем новом фильме норвежец Андре Овредал, постановщик «Страшных историй для рассказа в темноте» и любимого хоррора Стивена Кинга «Демон внутри», пытается повторить путь Моффата, делая акцент на проблемах расовой сегрегации, выставляя во главу угла темнокожего персонажа и даже в каком-то смысле критикуя общественные нравы XIX века.
Выпускник Кембриджа Клеменс (Кори Хокинс) буквально чудом попадает в команду корабля «Деметр», который отправляется из Трансильвании в Лондон. Задача моряков — довезти несколько тяжеловесных грузов до английского порта в целости и сохранности. Начало плавания омрачается внезапной гибелью скотины, которую, по убеждению героев, заразила бешенством собака, также убитая при странных обстоятельствах. Впрочем, когда члены экипажа один за другим оказываются жертвами кровососущего убийцы, становится понятно, что они имеют дело с самой настоящей нечистой силой. Обнаруженная Клеменсом в подполье корабля незнакомка Анна (Эшлинг Франчози) рассказывает о неком графе Дракуле (Хавьер Ботет), который, как оказалось, вот уже несколько дней скрывается в темных недрах «Деметра».
Самой очевидной и болезненной точкой «Последнего путешествия “Деметра”» можно назвать его откровенно сырой и безыдейный сценарий: глава об обреченной шхуне едва ли тянет на два часа хронометража, благородные попытки режиссера заполнить сюжетные пробелы проговариванием проблем расовой дискриминации при этом не особо спасают дело. В тщетном стремлении «оживить» хрестоматийную историю Стокера Овердал отправляет Дракулу на второй план и фокусируется на изображении персонажей моряков, среди которых, к слову, имеется один весьма колоритный славянин Петрович (Николай Николаефф), который то и дело ругается грубым, но таким знакомым русским матом. Усатый капитан Элиот (Лиам Каннингем), его правая рука Волчек (Давид Дастмалчян), богобоязненный штурман Джозеф (Джон Джон Брионес) — каждый из них проходит свою личную борьбу со всепоглощающей тьмой страха, которую несет в себе угрюмая фигура трансильванского графа. Один по привычке закрывает на него глаза, другой бросается в самый омут, рискуя потерять самое важное, третий сдается и терпит поражение. Клеменс, как самый интеллектуальный член команды, пытается познать страх рационально, а затем и вовсе с ним сражается, но, кажется, до самого финала остается невольно захваченным его жутким обаянием.
Смотреть на бесхитростные убийства печально известного графа тем не менее довольно быстро утомляет — Овредал возвращается к традиционному образу лысого, когтистого монстра из «Носферату», стремясь добавить истории жути путем расчеловечивания Дракулы до состояния сущности. Но свидания с монстром редки, а каюты «Деметра» слишком темны, чтобы разглядеть в кадре нечто действительно страшное и захватывающее. Полагаясь на фантазию зрителя, Овредал, как ни странно, лишает его зрелища, которым его фильм и без того не то чтобы может похвастаться. В сравнении с тем же «Демоном внутри», действие которого также было замкнуто в крошечной локации, «Последнее путешествие Деметра» заметно проигрывает. В первую очередь из-за осознанного опущения роли главного злодея, пусть и в существенно деградировавшей форме. В конце концов вышеописываемые события берут свое начало именно из воспаленного разума Дракулы, Овредал, можно сказать, крадет идею у ее создателя, приписывает ей новые несущественные подробности и пытается выдать за что-то новое, явно не понимая, что таким образом лишает историю смысла.