Неспешные поиски убийцы молодых женщин в Ленинградской области.
После смерти жены следователь Игорь Жук (Юрий Чурсин) вместе с сыном и дочерью переезжает из Петербурга в Выборг. Вскоре в лесу неподалёку от Сестрорецка находят труп девушки без головы и кистей рук. Над схожим убийством перед смертью работала жена Игоря. За пару дней до обнаружения тела в полицию Выборга обратилась Габриэла (Виктория Корлякова). Потерпевшая искала пропавшую сестру и видела по трекеру слежения, что родственница ночью была в лесу под Сестрорецком. Слова Габриэлы поехал проверять капитан Евгений Чагин (Максим Стоянов). Игорю была бы полезна информация от коллеги, но отношения не сложились. Возможно, ради поимки убийцы Чагин и Жук смогут забыть о старых обидах.
Премьера первой серии «Чёрного солнца» состоялась на прошлогоднем фестивале «Пилот» в Иваново. Максим Стоянов был признан лучшим актёром сериального смотра. «Чёрное солнце» снято по идее продюсера Вадима Островского («За час до рассвета», «Топор 1943» и «Пазл»), который часто создаёт проекты для телеканала НТВ. Над сериалом работала молодая съёмочная команда. Для режиссёрки Анны Носатовой, актрисы из многосерийных «Топтунов» и «Екатерины», это дебют.
Сериал снят по всем канонам стандартных телевизионных детективов, и потому не обошлось без очевидных проблем с ритмом. В первом сезоне 12 часовых эпизодов, и создатели старательно укладываются в заданный формат, поэтому зрителей ждёт масса ответвлений от основной интриги, частые пейзажи Выборга и Финского залива, задумчивые взоры главных героев куда-то вдаль и напряжённые гляделки.
Первый эпизод уходит в длинную экспозицию с кровавыми разборками в доме фермера Ильина (Юрий Круглов). Чагин попытался выгородить хозяина, Жук быстро понял, что полицейский покрывает одноклассника. Не очень понятно, зачем нужно почти целую серию посвящать причинам ссоры Игоря и Евгения.
В двух первых эпизодах Игорь и Евгений разве что собачатся, но наверняка жестокие убийства заставят объединиться. Различия в характерах двух горе-напарников выражены и во внешнем виде. Чагин выглядят неопрятно, ходит в кожаной куртке и пьёт коньяк из горла. Но по заветам российских детективных сериалов капитан — талантливый и смекалистый сыщик, который привык руководствоваться понятиями, а не правилами. Жук — полная противоположность Чагина: аккуратно одет, всегда в плаще и с портфелем в руках, в свободное время пытается устроить сына в детский сад и посещает могилу супруги.
«Чёрное солнце» выделяет телевизионная картинка. Большая часть действия развивается в кабинетах и простенько обставленных квартирах, персонажи долго разговаривают по телефону в машинах, так что сериалу банально не хватает динамики. Зрителям предлагают имитацию экшена. Только начинаешь потихоньку проявлять интерес к убийствам, как следует унылое отступление. Чагин вечно заливается алкоголем и скандалит, Жук спорит с воспитательницей детского сада. И так по кругу. Однако странным образом Чурсин и Стоянов настолько органичны в образах, что повторяющиеся приключения следователя и капитана не раздражают.
Детектив Носатовой можно смотреть или на перемотке или с пропуском серий. Кажется, проект специально задумывался так, чтобы что-то пропустивший зритель мог моментально въехать в развитие событий. Правда, разобраться, какие моменты для дальнейшей истории важны, а какие нужны, чтобы потянуть время, не так-то просто. Лицо убийцы показывают уже в первом эпизоде, но есть надежда, что сюжет сможет развиться и сохранить интригу. В дебютном сезоне «Настоящего детектива» мы узнаём о существовании культа, в который входят влиятельные люди штата Луизиана. То есть, даже когда известны лица и имена исполнителей, действие не заканчивается. Возможно, по такому же пути идут создатели «Чёрного солнца» — во втором эпизоде звучит намёк на сатанистов и ритуальные убийства.
На первом плане в сериале исключительно мужчины. В пилоте кажется, что Габриэла — активная и решительная женщина, но вскоре ищущая младшую сестру родственница пропадает. Едва ли с Габи случилось что-то хорошее. Видимо, авторы уверены, что поиски маньяков — не женское дело, поэтому «Чёрное солнце» выглядит, мягко скажем, олдскульно. Здесь нет даже намёка на какую-либо ревизию жанра. Наверное, зрителям НТВ это и не нужно.
«Чёрное солнце» периодически может вызывать даже приступы смеха — настолько схематично прорисованы персонажи и небрежно написаны диалоги. При этом, если бы сериал длился хотя бы восемь эпизодов, мог бы получиться ладно скроенный детектив. Однако в монтаже под телевидение добраться до конца — занятие мучительное. Даже осоловелые глаза Стоянова и насупленные брови Чурсина могут надоесть.