![Okko](/themes/filmru_desk/img/okko/okko_bottom.png)
Остроумный сериал о тяготах питерской семьи.
После смерти главы семьи Павла Сергеевича род Громовых всерьёз задумывается о переезде из квартиры в центре Санкт-Петербурга. Его вдвова Вера Егоровна (Надежда Маркина) и дочь Ира (Анна Михалкова) мечтают жить за городом, вторая дочь, Лиза (Екатерина Вилкова), уже планирует совместный быт с коллегой Гришей (Александр Ильин-мл.), а внучка Оля (Екатерина Ильина) и ее супруг Толя (Денис Корнух) грезят об укромном месте вдали от шумных родственников, где могут воспитывать ребёнка. Всем планам и целеполаганиям мешает ровно один человек: алкоголик Дима (Тимофей Трибунцев), замужем за которым когда-то была Ира. У мужчины инвалидность, так что просто выписать его нельзя.
Соавторка скетч-шоу «Осторожно, модерн!» и картин Авдотьи Смирновой Анна Пармас — одна из немногих российских комедиографов с узнаваемой тематикой. В своих фильмах и сериалах она превращает классические бытовые сюжеты из передач «Пусть говорят» и «Прямой эфир» в абсурдистские трагикомедии об изнанке непонятой российской души. Споры о наследстве, измены, развод, борьба с родственниками-алкоголиками — в мультивселенной Пармас любое, даже самое безрадостное событие может запустить череду комедийных коллизий и поворотов.
«Дорогой родственник» — первый за несколько лет авторский проект Пармас: с 2019 года, после выхода полнометражного дебюта «Давай разведемся!», она либо писала сценарии, либо выступала режиссером, но не брала на себя две эти обязанности сразу. К счастью, после долгой паузы авторка остается верна своему стилю. «Дорогой родственник» — крайне злободневная история. В стране, где ипотечные проценты пробивают новые рекорды и все больше людей оказываются неспособны позволить собственное жилье, сюжет воспринимается очень болезненно: семейка из среднего класса пытается вытравить алкоголика всеми правдами и неправдами — вплоть до этапирования проблемного родственника в психиатрическую лечебницу.
Там, где другие накалили бы драматизм до предела, Пармас оголяет весь абсурд ситуации: тот самый нежелательный родственник Дима без боя не дается. Униженный, оскорбленный и оставленный без алкоголя, он втайне посасывает спиртовые салфетки. А когда понимает, что родные хотят продать квартиру в краткие сроки, входит во вкус и наслаждается каждой секундой жизни: курит прямо в гостиной, бесстыдно закидывает одну рюмку за другой и раздает непрошеные советы. Наличие персонажа в исполнении Тимофея Трибунцева превращает сюжет из трагедии про плохих родственников и бедного русского мужика в плутовскую комедию. Зритель не то чтобы активно болеет за Дмитрия (у него полно и своих тараканов), но в глубине души хочет узнать, какой ответный удар нанесет рыжеволосый аутсайдер.
Пармас ищет человечность и в родственниках Димы: правда, судя по всему, качества каждого из них будут раскрываться в отдельных эпизодах. Пока что зритель узнает только о Лизе, бойкой сотруднице администрации, которая принимает все самые одиозные и жестокие решения. Она не только циничный и расчетливый человек, но и вполне себе трагическая героиня, которая не умеет совмещать личную жизнь и работу: чтобы реализовать свою маленькую мечту, Лиза часами выполняет поручения начальницы и подчищает хвосты за нерадивыми сотрудниками. Остальные же Громовы пока что носители масок, а не обладатели полноценных характеров. Вера Егоровна — строгий матриарх, Ира — забитая интеллектуалка, а Оля и Толя — бесхарактерные миллениалы, которых обводят вокруг пальца даже бездомные.
«Дорогого родственника» стоит смотреть дальше хотя бы потому, что галерея этих лиц начнет пополняться новыми оттенками. И чем больше симпатий у зрителя возникнет ко всем гоголевским и салтыково-щедринским чудакам, тем сложнее будет выбрать правую сторону. Превратить череду криков и ссор по поводу дележки квартиры в приключенческое исследование души простых обывателей — возможно, даже ваших соседей и коллег — не в этом ли кроется магия не только современной, но и любой другой комедии?