Трое сожителей (кукольных!), переехавших в Москву, вляпываются в забавные и узнаваемые истории.
Гоша, Никита и Ефим Маратович переехали в столицу в поисках лучшей жизни и вместе снимают двухкомнатную квартиру в шаговой доступности от станции метро «Университет». Никита оставил в деревне любимую жену Леночку и 32 ребенка, чтобы стать музыкантом и прославиться. Гоша считает себя настоящим предпринимателем. На самом же деле горе-бизнесмен проворачивает по телефону полулегальные сделки: продаёт то 12 вагонов алюминия, то дагестанский мёд, то нефриты. Ефиму Маратовичу 40 лет, но крайне экономный герой, трудящийся страховым агентом, уже мечтает о пенсии, чтобы в пожилом возрасте отправиться в кругосветное путешествие. Сейчас же Ефим Маратович откладывает каждую копеечку, снимает балкон и спит в комоде. Ежедневно забавная троица сталкивается с бытовыми проблемами, едва приближаясь к мечтам.
Основной фокус «Горемык» в «артистах»: в главных ролях куклы, напоминающие персонажей культового «Маппет-шоу», а окружают Гошу, Ефима Маратовича и Никиту люди. Придумал шоу Никита Тамаров, автор мокьюментари «Миллионер из Балашихи». Премьера сериала состоялась в Иваново на фестивале «Пилот», где Тамаров удостоился приза за режиссуру.
В России давно не было громких кукольных сериалов, хотя в США формат прижился. Никита Тамаров рассказывал, что вместе с соавторами Далером Рахимовым и Трофимом Пустильником является фанатом «Южного парка» и «Рика и Морти», но хитрости анимации друзья пока не освоили. Куклы же позволяют и сэкономить на бюджете, и добавить абсурдных ноток каждой сцене. Невольно можно вспомнить детскую и любимую передачу «Спокойной ночи, малыши», но «Горемыки» гораздо ближе по духу и смелости к сатирическому шоу из 90-х «Куклы». Только проект Тамарова интересуется не политическими вопросами, а социальной проблематикой. Но решаются узнаваемые бытовые ситуации экстравагантным и абсурдным образом.
В первом эпизоде сожители обнаруживают, что кто-то из соседей ворует их Интернет. Гоша, Ефим Маратович и Никита выходят на мальчика, который пользуется чужим вай-фаем, чтобы сделать уроки, и отца-алкоголика (Юрий Быков). Приятели решают вывести мужчину из запоя и накачиваются под завязку. Выясняется, что состояние алкогольного опьянения — многослойное пространство. Герой Быкова, подобно Роберту Паттинсону и Уиллему Дефо, служит смотрителем маяка. Выполнена сцена в чёрно-белой стилистике фильма Роберта Эггерса. «Горемыки» — кладезь синефильских отсылок, от которых насмотренный зритель испытывает радость узнавания и проникается уважением к авторам. Кроме Быкова в небольших ролях появляются Роза Хайруллина и Варвара Шмыкова.
Комедийный сериал сопровождается закадровым голосом рассказчика, рассуждающего о социуме как о животном мире. Переехавших в Москву героев умудрённый опытом повествователь сравнивает с птенцами, выпорхнувшими из гнезда. Троица снимает квартиру вскладчину вовсе не от хорошей жизни. За переездом в столицу и совместным проживанием скрывается багаж беспросветности родных мест, неудовлетворительное финансовое положение и желание изменить участь. Попросту говоря, Ефим Маратович, Никита и Гоша хотят жить лучше. Несколькими яркими и широкими мазками авторы сериала превращают кукол в понятных героев, которых в крупных городах тысячи.
Сталкиваются забавные персонажи со страшными язвами российского общества: нищетой, домашним насилием, алкоголизмом, коррупцией и решением вопросов «по понятиям». Главенству первобытных обычаев над законом посвящён целый эпизод. Но кукольные герои и яркие разрешения сюжетных коллизий (появление древнеегипетского божества, инопланетян и карикатурных бандитов в малиновых пиджаках) дают комическое отстранение и отвлекают от любых тоскливых размышлений.
По форме «Горемыки» — классический ситком: трое незнакомых и не похожих друг на друга персонажей вынуждены жить вместе, а из-за разницы в характерах и представлениях о мире постоянно вляпываются в смешные истории. Если сильно упрощать, Ефим Маратович — скряга, Никита — наивный добряк, а Гоша — мошенник. Но отрицательные черты доведены до предела и делают героев запоминающимися и обаятельными. У сожителей понятные цели, которые тонут в ежедневных заботах. По большому счёту сюжет топчется на месте и распадается на эпизоды, как и положено ситкому.
В бесконечном потоке оторванных от реальности одинаковых детективов и романтических историй из жизни неприлично богатых людей «Горемыки» — глоток свежего воздуха. Серии по 20 минут пролетают незаметно. Конечно, как и в любой комедии положений, не все шутки удачные, но процент смешных высок. «Горемыкам» точно стоит дать шанс — это оригинальный, хулиганский и динамичный сериал, который претендует на статус одного из главных открытий осеннего сезона.