Шоу для завсегдатаев комедий от ТНТ – теперь на острую тему.
Президент США Джо Байден (Дмитрий Дюжев) удивлен, как россияне справляются и хорошо живут, несмотря на сокрушительные санкции. Чтобы выведать все секреты устойчивости, Джо под именем пенсионера Ивана Ивановича летит в Москву, а его на всякий случай сопровождает парочка агентов – недотепы из ЦРУ с кличками Пушкин и Лермонтов (Владислав Демин и Павел Крайнов). Случайное знакомство с простым физруком Лехой (Алексей Демидов) открывает для злобного и коварного Джо широту России – он вместе с новым другом отправляется в Лобню, где теряет документы, становится учителем английского и постепенно интегрируется в колоритную российскую бытность. Тем временем спецагенты по ошибке путают реального президента Соединенных Штатов с настоящим Иваном Ивановичем (тоже Дмитрий Дюжев) и отправляют ничего не подозревающего пенсионера в Белый дом.
Поток мемов и нелепостей, связанных с президентством Байдена, не знает пределов. Спотыкания и падения, над которыми шутит Интернет все четыре года, стали символическим отражением его пикирующего рейтинга. Подвести черту под лидерством 46-го президента решили отечественные комедиографы с ТНТ, взяв за основу странности поведения Байдена, а на приключения американца в России подписали Дмитрия Дюжева. Оценить роль по существу будет трудно, ведь от артиста требовалось немногое – передать черты немощного старика с признаками возрастной деменции, которому явно не по силам пост главы США. На этическую сторону злого юмора в адрес пожилых людей решили закрыть глаза – чем Байден прославился, по мнению авторов, в том и пригодился.
Если вспомнить былые воплощения президентов на экранах, мы быстро поймем, что сам Байден – фигура не историческая, как Кеннеди, и даже не одиозная, как, допустим, Буш или Трамп, а потому выудить сколько-нибудь вдумчивую сатиру непросто. Весь юмор в «Гудбай» сосредоточен вокруг рассеянности старика и ситуативных казусов, а Дюжев в основном играет гримасой – злобного и ворчливого деда, который так и норовит подпортить жизнь россиянам (недалеко от популярной шутки об Обаме и его мелких хулиганствах в подъездах – и эта отсылка наверняка сознательна). При всей бичующей и показной иронии, сериал не такой злорадный, каким кажется поначалу: в этом приключении сквозь российский быт и козни президента-шпиона авторы пытаются воспеть широкую доброту русской души, а заодно показать, что между русскими и американцами найдется много общего – просто нужно уметь выстраивать мосты.
Сам вояж Байдена показан довольно незатейливо – его легко смоделировать чатом GPT на соответствующую тему. Горе-президент спит в беседке среди хрущевок, устраивается учителем английского, ворчит на политику республиканцев, познает силу водки с «Дошираком», а также жаждет рассекретить чертежи самогонных аппаратов и плодотворную силу нашего огорода – иными словами, полный набор того, что мы с легкой руки называем «кринж-комедией». В сериале есть подсюжет о физруке Лехе, который переживает трудности в отношениях с девушкой, – он выглядит куда живее, чем все мимические изощрения Дюжева за восемь серий. А еще есть линия о жителе Лобни, которого по воле абсурдного случая делают президентом Америки, – исполнена она неудачно и существует скорее для наполнения хронометража, ведь основное, о чем хотели поведать авторы, рассказали уже в первых трех-четырех сериях. Если подноготная Белого дома показана с нескрываемым абсурдом, то наша провинция, напротив, романтизирована и вызывает жгучую тоску по спальникам. Мир идеальных учителей, школьных вечеринок, находчивых детей-хакеров и добродушных тружеников так радужен, что местами видится еще более хлесткой издевкой над гражданами-зрителями.
Конечно же, «Гудбай» рассчитан на проверенную годами аудиторию ТНТ, а не на поклонников гениальных политических сатир в духе «Великого диктатора» и опусов Армандо Ианнуччи. Наивно ожидать чуда и затем сокрушаться, что шоу звезд с неба не хватает. Однако убойная доза неловкости и дискомфорта зрителю обеспечена: за дублирование расхожих стереотипов, развесистой клюквы и острых мировых тем, которые перерабатываются в жанре традиционного тээнтэшного угара.