Петровы в гриппе, а Петр в трипе.
Петр Федоров пропал. Ну как пропал, скрылся за горизонтом медийного поля. Волонтерам звонить и расклеивать ориентировки по району, конечно, не стоит, но после громкой премьеры «Лётчика» и скромного релиза «Русалок» на ТВ артист не мелькал в заголовках: страну не покидал, на красные дорожки не выходил, не женился, не разводился, в общем, залег на дно. Причина отсутствия анонсов открылась в ноябре: Федоров работал над авторским проектом, который вырос из короткометражки Last Quest с подачи продюсера Заура Болотаева. Белый воротничок с посеревшей душой (Александр Яценко) ищет закладку в лесу, пока сын дожидается отца в машине. Коротыш не супил брови и не хмурил лоб в морализаторских заключениях о вреде наркотиков, а скорее душил тоской и заражал пустотой.
Сериал «Ласт квест» (название обрусело) тоже начинается с угрюмого и печального дядечки с немытой головой: ласковое сновидение с пленочной хроникой бракосочетания отступило, и Олег (сам Федоров) очнулся за рулем припаркованного каршеринга. Все не так и все не то, супруга (Александра Серзина) на кухне щебечет, собачка гулять просится, голова трещит — на работу надо идти, продавать квартиры в Мурино. Тошно. С гастролями по подъездам связано и главное хобби риелтора средних лет: Олег — «кладоискатель», просыпаться без грамма в кармане совсем нестерпимо. Последний выезд по координатам завершился обзорной экскурсией по лесным сугробам, обнаружением груза в особо крупных размерах и пропажей сына (Максим Матузный).
Вместо дисклеймера стоит сразу оговорить вопросы нравственные, пролегающие в зоне интересов Роскомнадзора и обеспокоенных родителей: наркотики убивают, и «Ласт квест» не пытается кокетничать или играть в лубочный героиновый шик. Проникнуться сочувствием к зависимому протагонисту по сюжету и антагонисту по мироощущению — поначалу задача на сопротивление и отторжение. Олег не говорит, но бесконечно врет, умножает семейные долги и кредиты, юлит, спотыкается, но все же умудряется как-то проскальзывать и выпутываться. Этакий сутулый Оле-Лукойе с ломкой: красивый зонтик он бережет для трипа, а родным достается второй — без картинок, но с кружевами пустословия. Нет людей более находчивых в своей лжи, чем зависимые в поисках наркотиков или алкоголя.
И все же в пальто социальной драмы «Ласт квесту» было бы бесконечно тесно: сюжет расправляет плечи неказистого Олега, забрасывая то в жанровые кульбиты, то в метафизические измерения, то в морок галлюцинаций, где прописались гриппующие Петровы. У Федорова, который выступил и сценаристом, и артистом, и режиссером, и монтажером, и даже композитором «напополам» с Александром Туркуновым (оба в группе «Р.А.Й»), яркое и заразительное образное мышление. «Ласт квест» едва ли нуждается в интерпретациях и словесных подсказках не от автора — изобретательный киноязык работает эмпатически. Визуально насыщенная и ловко придуманная архитектура кадра не только впечатляет художественной раскованностью (подкованностью тоже — об этом позже), но и жонглирует ощущениями — стыда, жалости, тревоги, неловкости, бесконечного страха и скупого разочарования. Даже в, скажем, социально одобряемом дискурсе «Ласт квесту» хватает ребячества, озорства и какого-то воодушевленного хулиганства. Трагедия точно прощупывает единственную возможную дорогу — чем меньше Олег употребляет, тем человечнее становится: поначалу людское в оболочке напрочь утрачено. Но драматизм не вытесняет иронии, комичности и какого-то кинематографичного гуманизма с приколами.
Пока жена не видит, Олег превращается в фантазера на отходах: в поисках потерянного сына он то мечется по общаге любовницы-студентки-стримерши (Анастасия Щеглова), то обнаруживает себя в деревне в схватке с барыгами, то оказывается участником погони со взрывами и перестрелками. Зритель вместе с непутевым папашей проходит через одиссею хтонических приключений — обыкновенных и невероятных. Среди удушающих коридоров панелек разворачивается то вестерн, то рейв, то былина — насмотренности автора хватает на постмодернистские заигрывания любого толка. Пласты узнавания причудливым образом спаивают русское, советское и голливудское наследие, народные сказки с запалом то ли Тарантино, то ли Хэррон, перестроечное кино с Новым Голливудом; «Три богатыря» на ковре горят алым пламенем, а имя Олег считывается грустным приветом Олегу Ивановичу Янковскому и «Полетам во сне наяву» Романа Балаяна. Зависимый не только от наркотиков, но и от всех и всего на свете горемыка наследует кризис сорокалетия Сергея Макарова с поправкой на реалии XXI века.
«Ласт квест» с азартом и чувством выписывает портрет мужской депрессии в безликом городе промозглой зимой. Вопрос в том, куда Федоров нарядный тарантас, полный горестей и фокусов, приведет в финале: сериал может оказаться и болезненным личным высказыванием, и акробатическим упражнением в режиссуре. В воздухе где-то между разбитых носов и дурашливых совпадений повисла сказка об утраченной любви: счастливые воспоминания с женой Леной Олегу могут только сниться.
Смотрите сериал «Ласт квест» в онлайн-кинотеатре Okko.