Очередной телепроект киновселенной Marvel, который завлекает забавным концептом, но превращается в бюджетную версию полнометражного блокбастера.
Камале Кхан (сердце сериала и его главное достоинство, Иман Веллани) — 16. Она обожает «Мстителей», монтирует DIY-клипы о подвигах отряда и мечтает посетить выставку AvengerCon с домашним косплеем любимой супергероини, Капитана Марвел. Против выступают родители — пакистанские мигранты, которые воспитывают детей так, чтобы те не забывали свои корни и помнили.
Они запрещают поездку, потому что считают, что Камала и так довольно сильно погрязла в американской культуре — постоянно общается с одноклассником Бруно (Мэтт Линтц), а теперь еще сходит с ума по супергероям. Девушка решает тайно сбежать из дома, а в качестве аксессуара к косплею берет необычный бабушкин браслет. Тот странным образом активирует скрытые суперспособности и превращает Камалу в звезду AvengerCon.
Еще до июньской премьеры фанаты задавались вопросом, сможет ли «Мисс Марвел» избежать главного бича телепроектов Marvel. Дело в том, что предыдущие заходы компании в эпизодический формат заканчивались, мягко говоря, неоднозначно. Сериалы могли похвастаться если не смелым, то хотя бы необычным концептом. За полтора года на Disney+ вышли: стилизованное под ситкомы разных эпох «Вандавижн»; бадди-муви «Сокол и Зимний солдат»; вдохновленный «Автостопом по Галактике» «Локи»; рождественская комедия «Соколиный глаз» и построенный на диссоциативном расстройстве личности и египетской мифологии «Лунный рыцарь».
Каждый из этих заигрывающих с жанровой формулой проектов под финал превращался в типичную для Marvel экшен-кашу, которая к тому же не особо влияла на развитие киновселенной в полнометражных фильмах. Тот же «Вандвижн» должен был стать мостиком к «Доктору Стрэнджу: В мультивселенной безумия», но предысторию в фильме проговаривают через диалоги. Неспроста ведь сериал полностью не посмотрел даже режиссер блокбастера Сэм Рэйми.
Несмотря на всю связанную с diversity-политикой критику, которая обрушилась на сериал, первому эпизоду удалось легко утихомирить хейтеров. Получилось необычное обновление солянки coming-of-age и супергеройского ориджина как раз из-за культурной принадлежности героини. Благодаря ее пакистанским корням и конфликту с родителями из-за «предательства» национальных традиций сериал напоминал два недооцененных телепроекта современности. Шоу «Я никогда не…» — о старшекласснице индийского происхождения, готовой вступить на секс-позитивный путь, и «Рами» — драмеди об арабе-миллениале из Нью-Джерси, чередующем Tinder-свидания и намаз. Национальность Камалы артикулирована не для галочки — это фундамент всей истории.
Дополнительного шарма сериалу придавало фангерлство девушки. Большая удача Marvel — попытка экранного осмысления приключений супергероев: зрителям показывают созданные внутри киновселенной мюзиклы, различные адаптации, споры о любимчиках и выставки с косплеем. Получается, что новое поколение героев растет вместе со зрителями. В «Соколином глазе» Кейт Бишоп была впечатлена меткостью заглавного героя, спасавшего ньюйоркцев в 2012-м. Камала же выбирает примером для подражания еще одну не самую популярную героиню киновселенной — Капитана Марвел.
Яркий и под завязку набитый креативом первый эпизод так и останется высшей точкой сериала. Он удивляет свежими и смелыми решениями — от сложного блокинга сцен, неожиданных наклонов и пролетов камеры до оживших граффити и всплывающей на экране анимации. Выглядит действо динамично, по-подростковому максималистски и, чего уж таить, очаровательно. Проблемы «Мисс Марвел» начинаются со второй серии — создатели вводят множество второстепенных героев, сюжет постоянно скачет между ними, а еще меняется режиссер. На пост заступают ТВ-ремесленники, заметно уступающие в навыках дуэту Адиля Эль Арби и Билал Фалла («Плохие парни навсегда»). Впрочем, те вернутся на финал и напомнят зрителям, что на сериале рано ставить крест.
«Мисс Марвел» начинается как актуальная, отвечающая запросам зумеров история о конфликте со старшим поколением и попытках понять собственное место в хаотично меняющемся мире. Однако сюжет, которому жизненно необходима привязка к современности, с головой уходит в историю. Действительно важную тему о борьбе жителей оккупированной Индии и Британской империи создатели раскрывают поверхностным, скомканным, а главное, блеклым эпизодом о бабушке Камалы и браслете. В нем нет и намека политическую озлобленность из-за несправедливости — это всего лишь сеттинг для мелодрамы. Наконец, предыстория украшения отбирает необходимое зрителю для знакомства с Камалой экранное время. Неоправданная амбициозность авторов навредила сериалу, который бы только выиграл, если бы сосредоточился на школьных буднях героини, скромных влюбленностях и попытках обуздать загадочную силу.
Заканчивается сериал вполне ожидаемым титром — обещают, что Мисс Марвел вернется в полнометражном фильме «Марвелы», где образует супергеройский дуэт с Кэрол Дэнверс (Бри Ларсон). Есть подозрение, что сюжет вновь никак не повлияет на блокбастер, а легкими штрихами Камалу там раскроют куда лучше, чем за пятичасовой хронометраж сольного шоу. Если и можно сделать вывод по сериалу, то неутешительный: четвертая фаза Marvel пока что кажется разочарованием. А сериалы, которые должны были разнообразить и расширить киновселенную, лишь доказывают, что яркая этикетка с громким описанием не так важна, если рецепт и конвейерная лента остаются прежними.