Интимная история отношений ирландских старшеклассников от режиссера «Комнаты» и «Фрэнка» Ленни Абрахамсона.
Коннелл (Пол Мескал) и Марианн (Дэйзи Эдгар-Джонс) — старшеклассники из провинциальной Ирландии: она — грубая и нелюдимая отличница из богатой, но плохой семьи, он — популярный футболист из хорошей, но бедной, поэтому мать Коннелла пару раз в неделю прибирается в доме Марианн. В один из таких дней Коннелл, приехавший за матерью, остается наедине с Марианн, которую он обычно игнорирует в школе. Они внезапно для себя целуются и начинают тайно встречаться — эти отношения перерастут в дружбу, которую они постараются сохранить во время учебы в университете.
«Нормальные люди» Салли Руни были опубликованы всего два года назад, но моментально стали бестселлером и получили статус современной классики англоязычной литературы. Заслуженно или нет — покажет время, но это и правда редкая в наше время книга, трезво осмысляющая жизнь и опыт современной молодежи в доступном формате подростковой литературы. Неслучайно Руни прозвали «Сэлинджером для миллениалов» и «голосом поколения» — писательница буднично и довольно сухо описывает внушительный спектр тем, с которыми ежедневно сталкиваются современные старшеклассники и студенты, от домашнего насилия до депрессии и самоубийства. Ничего новаторского в романе нет, но его с восторгом приняли читатели, а дальновидные продюсеры увидели в истории потенциал и сразу же приобрели права на экранизацию. Она появилась настолько быстро, что практически обогнала публикацию романа на русском языке.
От экранизаций обычно не ждут ничего хорошего — фанаты книги понимают, что это просто дополнительный способ заработка для автора и выход на более широкую аудиторию, к тому же это чревато губительной унификацией образов любимых героев, которые уже были идеально сформированы в воображении читателей. Экранизация вроде как может стать относительно успешной, но она по определению должна находиться в тени первоисточника: ведь невозможно адаптировать историю из литературной формы в визуальный медиум без потери авторского слога и художественных особенностей романа. Как ни странно, создателям «Нормальных людей» удалось добиться редкого достижения: сериал не просто выдерживает любые сравнения с первоисточником, но и с легкостью побеждает в них.
В отличие от сухого и построенного на глаголах действия первоисточника, сериал очень тактилен: создатели подчеркивают интимность отношений Коннелла и Марианн откровенными эротическими сценами, которые уже успели стать причиной скандала в Ирландии, крупными планами взглядов и прикосновений героев. К тому же в истории наконец-то появляется свобода и масштаб — перед героями, которые вырвались из маленького провинциального городка, теперь открыты любые двери, но жизнь все равно сталкивает их друг с другом. Этот фатализм — быть вместе, несмотря ни на что, — ощущается на протяжении всей истории, но вовремя испаряется ближе к финалу — тогда появляется страх, что в этот раз герои расстанутся навсегда. Впрочем, сама история слишком сосредоточена на главных героях — как результат любое появление второстепенных персонажей, во-первых, никак не запоминается, во- вторых, выглядит чересчур сомнительно и фальшиво, когда дело доходит до конфликтов.
«Нормальные люди» так бы и остались просто чувственной мелодрамой, если бы не желание писательницы исследовать набор актуальных для миллениалов тем: есть отличная сюжетная линия про классовое неравенство, которое заставляет Коннелла, выросшего в бедной семье, чувствовать себя чужим в кругу богатых сверстников, или линия Марианн, которая из-за домашнего насилия ищет сексуальных партнеров со схожим поведенческим паттерном. Правда, опять же в сериале это звучит намного убедительнее и правдивее, чем в книге, — очевидная заслуга создателей и актеров Пола Мескала и Дэйзи Эдгар-Джонс, которые отлично справились с первыми крупными ролями в карьере и добились экранной химии в кадре.
За 12 получасовых эпизодов «Нормальные люди» успевают уйти в самоповторы и использовать совсем нелепые манипулятивные клише, но все это меркнет к финалу истории, которая очаровывает своей простотой и интимностью. Возможно, через пару лет сериал станет новым стандартом подростковых мелодрам, а пока «Нормальным людям» гарантирован успех среди тех, кто не боится эротики, верит в настоящую любовь и с теплотой вспоминает школьные и студенческие годы.