Достойная экранизация великой манги Наоки Урасавы.
Далекое будущее. Прошло несколько лет после разрушительной 39-й Азиатской войны на территории Персии — мир стремительно восстанавливается после катастрофы. Сотрудник Европола, детектив-андроид Гезихт, берется за два сложнейших связанных между собой дела. В первом уничтожен Монблан — швейцарский робот-пацифист и народный любимец. Во втором — юрист Бернард Ланке, человек продвигавший законы о полном равноправии между людьми и роботами. Гезихт уверен, что под угрозой не только крупнейшие активисты, но и остальные шесть сильнейших роботов Земли, каждый из которых считается оружием массового поражения. К списку относится и сам супердетектив, которого мучают странные кошмары и провалы в памяти.
История «Плутона» начинается задолго до 2023 года. В 1964 году Осаму Тэдзука выпустил «Величайшего робота на Земле» — одну из многочисленных сюжетных арок культовой манги Astro Boy. В ней Атом, самый развитый андроид в красных сапожках, боролся с роботом Плутоном за статус главного технологического чуда света. В апреле 2003 года должен был состояться официальный день рождения Астро Боя. Чтобы отметить важнейшее для истории манги и аниме событие, именитый мангака Наоки Урасава договорился с правообладателями о переосмыслении своей любимой арки. Так «Величайший робот на Земле» Тэдзуки превратился в «Плутона» Урасавы — 180-страничная детская история разрослась в восемь раз до мрачного сюжета о губительных последствиях войны.
Урасава — один из общепризнанных гениев медиума: он скрещивает технически не самый сложный рисунок и чуть ли не диснеевские лица персонажей с философскими идеями о человечности, происхождении зла и детской наивности. Главная сила Урасавы — сериализация материала, умение постоянно поддерживать интригу и нагнетать саспенс. Из преимущества вырастает и главный недостаток мангаки — неумение вовремя и убедительно поставить точку в истории. Достаточно прочитать главные работы Урасавы — психологический триллер «Монстр» и меланхоличный блокбастер «Мальчишки XX века», чтобы убедиться в том, что финал явно уступает в качестве середине истории. В этом плане «Плутон» — самая сбалансированная манга Урасавы: остросюжетная, не затянутая и заканчивающаяся на высокой ноте.
У Тэдзуки была простая идея: «величайшим» должен стать самый сильный робот — несложно догадаться, что им оказывается сам Атом. Урасава сохраняет прежнюю фабулу с противостоянием, но расширяет и углубляет сюжет, переизобретает мир будущего, а главное — смещает фокус со знаменитого мальчика, делая протагонистом истории детектива Гезихта. Получается сборная солянка: «Плутон» — это и детектив о расследовании убийств, и научная фантастика о сосуществовании людей и созданных ими роботов, и триллер о международных заговорах, и психологический хоррор об эмоциональных травмах и зыбкой памяти. Но в этом многообразии главным жанром внезапно оказывается драма о человечности.
Большинство научно-фантастических сюжетов о роботах противопоставляют людей и их творения. Часто создатели размышляют о том, что искусственный интеллект не уступает в эмоциональном развитии человеческому («Искусственный разум», «Робот и Фрэнк»). Урасава заходит чуть дальше — его роботы эволюционируют. Изначально они слепо имитируют человеческие обряды (совместный завтрак) и чувства (радость от отпуска), но со временем подражание трансформируется в органичное проявление эмоций. Счастье родительства становится смыслом жизни, а интерес к музыкальному творчеству — терапевтической практикой, чтобы принять страшное прошлое. А еще появляется ненависть, которая несвойственна искусственному интеллекту.
В одном из эпизодов Гезихт приходит за помощью к Брау-1589 — роботу, который восемь лет назад нарушил закон и посмел убить человека. Ученые исследовали некогда идеальный интеллект машины в поисках дефектов, но так ничего и не нашли. Даже после ошибки, своеобразного грехопадения, робот остался безупречным творением. Эта парадоксальная идея становится главным откровением «Плутона»: для собственного развития роботы должны лгать, ненавидеть и убивать, ведь это настолько же важные человеческие понятия, как любовь, эмпатия и забота.
Несмотря на двадцатилетний возраст, манга Урасавы не устарела ни морально, ни идеологически. А если копнуть чуть глубже в созданный мастером мир (ненависть к отбирающему работу искусственному интеллекту, военные действия на Ближнем Востоке, рост нейроискусства), то сюжет и вовсе покажется злободневным. Неудивительно, что столько лет спустя Netflix решился на экранизацию, хотя аниме обычно получают популярные и выходящие в моменте манги вроде «Человека-бензопилы».
От стримингового гиганта требовалось не так много: качественно анимировать картинки. Получилось достойно, но не идеально. Главное достоинство экранизации — удачный формат: восемь часовых эпизодов дистанцируют сериал от классического 20-минутного аниме, будто это престижная кабельная драма. Недостатков чуть больше — рисовка в «Плутоне» не всегда выглядит красиво или хотя бы приятно: впечатление портят чересчур контрастные кадры и реалистичные эффекты от дыма и огня. Наконец, порой создатели упрощают сложную композицию фреймов Урасавы — хотя изъян заметят только зрители, знакомые с первоисточником.
Впрочем, любые визуальные недочеты меркнут перед простым осознанием того, что с одним из лучших научно-фантастических сюжетов последних десятилетий познакомится еще больше людей. «Плутон» — амбициозная, но, куда важнее, трогательная история, которая за философскими и фантастическими размышлениями скрывает вечную идею о том, что ненависть циклична, а любое насилие деструктивно. Только время покажет, сможет ли «Плутон» составить конкуренцию культовому «Монстру» или, как и манга, останется в тени более популярного творения Урасавы. Но кое-что и сейчас ясно наверняка: неожиданно для многих Netflix выпустил одно из лучших аниме 2023 года.